Продолжая восполнять пробелы, вслед за голливудской картиной На обочине я ознакомился с еще более старым фильмом на кулинарную тему. «Крылышко или ножка» — французская комедия 1976 года с Луи де Фюнесом в главной роли, и так уж получилось, что до этого я ни разу не смотрел ее целиком. Интересно, что этот фильм ознаменовал возвращение прославленного комика в большое кино: после двух инфарктов, перенесенных в 1975 году, де Фюнес удалился в свое загородное имение, где занялся выращиванием роз, но не смог устоять перед предложением режиссера Клода Зиди снова сыграть в комедии, после чего снялся еще в нескольких.
10 ПРОСТЫХ РЕЦЕПТОВ ДЛЯ УЖИНОВ ЗА 15 МИНУТ Подпишись прямо сейчас, чтобы СКАЧАТЬ книгу быстрых рецептов! |
Шарль Дюшмен (де Фюнес) — главный редактор знаменитого на весь мир путеводителя по ресторанам «Дюшмен» (откровенная аллюзия на путеводитель Мишлен). Дюшмен не только руководит компанией, но и регулярно работает «в поле» — ходит в рестораны, переодеваясь в разные наряды, чтобы остаться неузнанным, и не брезгуя самыми отвратными забегаловками. Чувствуя преклонный возраст, Дюшмен собирается в путешествие по ресторанам французской провинции вместе со своим сыном, которому он хочет передать свой опыт, а затем и бразды правления компанией. Он еще не знает, что его сын Жерар (Колюш) хочет быть не ресторанным критиком, а цирковым клоуном.
После поездки Дюшмен планирует выступить в популярном ток-шоу, где его оппонентом будет Жак Трикатель (Жюльен Гийомар) — владелец сети ресторанов быстрого питания и фабрики по производству полуфабрикатов. Будучи защитником традиционной французской кухни, герой де Фюнеса считает своим долгом разоблачить Трикателя, но незапланированное происшествие в одном из ресторанов лишает его возможности различать вкусы, и отцу с сыном приходится с риском для жизни искать выход из этой ситуации.
Я решил не пересказывать сюжет фильма «Крылышко или ножка» во всех подробностях — многие его уже смотрели, остальным не хочу портить удовольствие от старой доброй французской комедии. Поговорим лучше о том, почему этот фильм, снятый 40 лет назад, сейчас кажется вполне современным? Почему смешные летающие тарелки из «Жандармов» или наивные технические примочки из «Фантомаса» сегодня воспринимаются как явный анахронизм, а конфликт из «Крылышка и ножки» актуален до сих пор?.. Изложу свои мысли на этот счет, и думаю, что без спойлеров тут будет не обойтись.
Представления о качественной (не обязательно «высокой») кухне за эти сорок лет ушли вперед ничуть не меньше, чем представления о внеземных цивилизациях или технике будущего, но противостояние «честной» и индустриальной еды лишь обострилось. Говорят (и Джон Бакстер в книге Франция в свое удовольствие это подтверждает), что в Париже, который некогда был столицей высокой кухни, сложно найти ресторан, где не готовили бы из полуфабрикатов. В то время, как лучшие шефы мира упражняются в изобретении хитроумных блюд, домохозяйки готовы платить за возможность сэкономить несколько минут на кухне не только деньгами, но и здоровьем. Опасения, что совсем скоро мы будем есть не настоящие продукты, а питательную и безвкусную биомассу, никуда не делись, а лишь окрепли.
Рискну предположить, что главное воплощение зла, если его вообще стоит искать в этой легкой, сентиментальной комедии, осталось за кадром. Жак Трикатель, разумеется, является лишь карикатурным дельцом из тех, что ищут источник легкой прибыли. Любой бизнес идет туда, где есть деньги, и если современное общество формулирует запрос из серии «проще, быстрее, дешевле», противостоять ему могут лишь совсем наивные идеалисты. По сути, Дюшмен — главный конкурент Трикателя: он представляет другой, безнадежно устаревший подход к еде как части культуры, и если в фильме зрители ток-шоу рукоплещут герою де Фюнеса и освистывают его оппонента, то в реальной жизни они идут в супермаркет, где бросают в свою тележку банки консервов, бульонные кубики и упаковки готовой еды.
Не могу не отметить, что фильм имеет открытую концовку — слишком уж многие из развешенных на стенах ружей так и не выстрелили. Например, какую стезю в итоге выбрал Жерар — стал клоуном, предав дело своего отца, или возглавил компанию «Дюшмен», попрощавшись со своим истинным призванием? И если первое, то как долго оставалась с ним Маргарита, которая явно заслуживает партии получше, чем толстый артист бродячего цирка? Наконец, действительно ли главное противостояние фильма закончилось безоговорочной победой Дюшмена? К последнему эпизоду картины ее авторы подходят с совершенно гениальной иронией: на банкете по случаю приема Дюшмена во Французскую академию ему подают блюдо, из которого он достает свои часы на цепочке. Эти же часы он недавно потерял на фабрике Трикателя — и если индустриальная еда прокралась в святая святых классической гастрономии, то так ли светло будущее последней?..
Если после прочтения предыдущих 4 абзацев ваш дух в смятении, а разум наполнило осознание безысходности бытия, забудьте обо всем, что вы только что прочитали. Нет, конечно, главный кулинарный конфликт столетия никуда не денется, но такие фильмы, как «Крылышко и ножка» в первую очередь все-таки служат для отдыха от проблем и забот. Для затравки предлагаю посмотреть этот небольшой отрывок из фильма, где солирует Колюш, еще один блестящий французский актер — да и найти фильм целиком, думаю, также не будет проблемой.
Отрывок из фильма Крылышко и ножка:
КНИГА В ПОДАРОК - только для новых подписчиков! Введите емейл и получите книгу с рецептами ужинов за 15 минут: быстро, просто и вкусно! |
Автор: Алексей Онегин
Кто это такой?..
Среди рекомендованных кулинарного направления фильмов попадался, но я не люблю де Фюнеса и игнорировала кино. А теперь вот думаю и посмотреть. Уж очень злободневно по вашему описанию!