Русские щи из квашеной капусты

                 

Моё отношение к русской кухне менялось постепенно. Не зажатая в тиски обыденной готовки, она может удивлять, и ещё как! Классические русские щи из квашеной капусты — один из ярчайших примеров того, как правильно подобранный и исполненный рецепт делает это знакомое с детства блюдо фантастически вкусным.

10 ДОМАШНИХ СУПОВ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Введите ваш емейл и получите книгу простых рецептов для умных кулинаров - мгновенно и бесплатно!


Чтобы приготовить русские щи, я сверялся с книгами Похлебкина, Сырникова, Молоховец, Александровой-Игнатьевой, взяв понемногу от каждого из этих авторов, а кое-что добавив от себя. В результате в моём рецепте щей из квашеной капусты вы найдёте картошку, которой нет у некоторых классиков, но при желании её можно заменить репой, пастернаком или кольраби, нарезанными соломкой.

Рецепт щей из квашеной капусты

Щи из квашеной капусты рецепт
Сложность

Сложность
средняя

Время

Время
4 часа

Ингредиенты
6 порций
500 г квашеной капусты
25 г сливочного масла
1 луковица
1 морковка
2-3 картофелины
4 зубчика чеснока
несколько веточек укропа
для бульона:
1 кг говяжьих рёбрышек
2 л воды
1 луковица
1 морковка
2 лавровых листа
несколько горошин душистого перца
Правильный рецепт русских щей из квашеной капусты не делает их сложным и навороченным блюдом, а лишь невероятно, фантастически вкусным.

щи +из квашеной капусты, щи +из квашеной капусты рецепт, кислые щи +из квашеной капусты, щи +из квашеной капусты пошаговый рецепт, щи +из квашеной капусты классический рецепт, щи +с капустой, щи +с капустой рецепт, русские щи, русские щи рецепт, щи +из кислой капусты
Суп
Русская кухня
122
55222

Уложите квашеную капусту в горшок, добавьте пару ложек капустного рассола или воды и кусочек сливочного масла. Закройте горшок крышкой, поставьте в духовку, разогрейте её до 190 градусов, после чего убавьте температуру до 120 градусов. Оставьте капусту для щей томиться в течение 3 часов до насыщенного тёмно-золотистого цвета, периодически перемешивая и при необходимости добавляя в горшок ещё немного воды.

Читайте также:
Как варить бульон:
полный путеводитель

Залейте говяжьи ребрышки водой, добавьте щепотку соли и поставьте на средний огонь. Когда вода закипит, убавьте огонь и начните активно снимать пену, а когда пена сойдет на нет, добавьте крупно нарезанные луковицу и морковь, лавровый лист и душистый перец. Неплотно прикройте кастрюлю крышкой и оставьте бульон тихо вариться на то же время, пока томится капуста.

Щи из квашеной капусты

Процедите бульон, снимите мясо с костей и некрупно нарежьте. Добавьте в горшок мелко нарезанную луковицу, морковь, нарезанную соломкой, картошку, нарезанную кубиком, и залейте бульоном (можно взять не один горшок, а несколько, или просто готовить щи с квашеной капустой в кастрюле на плите). Верните горшок в духовку и оставьте его там ещё минут на 40, до мягкости овощей, после чего выправьте на соль.

Об этом чуть подробнее.

Только что заквашенная капуста остается хрусткой, хорошо держит форму, в ней ещё достаточно много влаги. Но с течением времени воды в ней остаётся всё меньше, а соли в том же объеме капусты — всё больше, и хорошо проквашенную капусту для щей иногда промывают, чтобы их вкус не получился слишком солёным. Поэтому попробуйте капусту перед тем, как начнёте готовить щи, при необходимости промыв водой, и попробуйте щи перед тем, как посолить — возможно, это не потребуется.

Русские щи

В самом конце добавьте в щи из квашеной капусты нарезанное мясо, измельчённый чеснок и зелень укропа, верните его в духовку и выключите её, оставив щи в остывающей духовке. В идеале ещё какое-то время щи не стоит тревожить, а когда они остынут — вынести на балкон или лоджию с температурой ниже нуля и оставить на сутки: лёгкая заморозка пойдет щам исключительно на пользу, сделав их вкус более глубоким и насыщенным. А когда вы всё-таки соберетесь подавать щи из квашеной капусты вашим домашним — добавьте сметану и ещё немного свежей зелени. Я не сяду за стол, не намазав маслом пару ломтей бородинского или зернового ржаного хлеба, но это уже вопрос личных предпочтений.

Самый удобный способ узнавать о выходе новых рецептов — канал arborio в Телеграм. Подпишись и забирай 🎁 в закреплённых сообщениях!






КНИГА В ПОДАРОК - только для новых подписчиков!

Введите емейл, получите бесплатную книгу рецептов и готовьте вкусные и сытные супы для всей семьи!


Автор:

Кто это такой?..
Комментарии
1 Николай 18 ноября 2016Ответить

Алексей, спасибо за рецепт суточных щей, которые я как раз хотел приготовить на выходных и искал рецепт. Вопрос: за сколько времени до закладки мяса класть в горшок капусту?
Можно ли сразу готовить блюдо в 6 горшках, порционно?

2 Алексей Онегин 18 ноября 2016Ответить

Не понял вопроса. Сначала томим капусту 3 часа, потом добавляем другие овощи и бульон и готовим еще минут 40, и только потом, в самом конце, добавляем мясо. Неужели запутанно написал?

3 Дмитрий Иванович 18 ноября 2016Ответить

Рецепт впечатляет! Читаешь и руки чешутся приготовить! Буду проверять. Спасибо за кропотливую работу по консолидации рецептов.

4 Алексей Онегин 18 ноября 2016Ответить

Спасибо вам!

5 наум 18 ноября 2016Ответить

томление в духовке в глиняном горшке классный ход думаю очень облагородит вкус. картошка в щах- ну ладно . а вот отсутствие зажарки овощей и то что капусту перед добавкой не обыпали мукой и не обжарили , лишает суп густоты, это и видно на картинке.
а русская кухня удивительна и полна кулинарных прелестей. рекомендую

6 Алексей Онегин 18 ноября 2016Ответить

Да, овощи не обжаривал — этот прием в принципе не очень характерен для русской кухни и совершенно не характерен для приготовления щей, на что мне в свое время абсолютно справедливо указали в комментариях к рецепту щей из свежей капусты — https://arborio.ru/shhi-iz-svezhej-kapusty/. Поэтому для щей из кислой капусты овощи решил не обжаривать, что же до муки, ее также решил не использовать. Возможно, в следующий раз буду томить капусту с мукой, чтобы проверить, велика ли разница.

7 наум 18 ноября 2016Ответить

для свежих щей поджарка не нужна а вот для кислых щей нужна сбалансирует кислоту и соль. касаемо муки ,нет томить с мукой наверно не надо, а вот перед закладкой в щи обсыпать мукой и поджарить я думаю будет самое то и хруст и густота.повторяю томление в духовке классный ход. обязательно использую. спасибо

8 Алексей Онегин 18 ноября 2016Ответить

Допускаю, что с появлением иностранных поваров на русские кухни пришла обжарка овощей, но в традиционных русских рецептах щей она не использовалась никогда. Ни в свежих щах, ни в кислых, ни в серых из крошева, ни в каких. Вариант с добавлением муки для томления капусты прочитал в указанных во вступлении к рецепту книгах, к ним есть доверие.

9 Хазалуп 18 ноября 2016Ответить

А у Похлебкина, упоминаемого вами, Алексей, написано, что добавка муки в щи ухудшает их вкус.
Думаю, эта традиция произошла из древности, когда для повышения густоты и «нажористости» муку добавляли в пустые, постные и «бедные» щи.
В щах же, сваренных на мясном бульоне, мука абсолютно лишняя.

10 Акулова Светлана 19 ноября 2016Ответить

абсолютно согласна, никакой муки

11 Алексей Онегин 19 ноября 2016

Поздно! Вчера вечером я уже протомил новую порцию капусты, перемешал с мукой и оставил остывать. Сегодня капуста отправилась в морозилку, когда буду варить щи — не знаю, но после этого вернусь в комментарии и поделюсь впечатлениями.

12 Алексей Онегин 19 ноября 2016Ответить

Допускаю. Но мука уже пущена в ход!

13 Хазалуп 21 ноября 2016

Ну, значит, с мукой?
Сутки (и даже более) прошли…
Ждем впечатлений.
…А вдруг Похлебкин (и я с ним) заблуждался?!

14 Алексей Онегин 21 ноября 2016

Э, нет, это не скоро. Не в ближайшее время точно, дальше не загадываю. А там, глядишь, и томатную пасту добавлю!

15 Хазалуп 22 ноября 2016

…Кстати… Пассаж в отношении томатной пасты — это завуалированная ирония, «…чтобы показать, какая я противоречивая натура…»?
А я, например, также могу положить в щи картошку и томат. Если нет у меня под руками репы — картошка выступит вполне адекватной (и, главное, привычной для большинства) заменой. А томат, кмк, кроме как на цвет, ни на какие другие органолептические показатели не влияет. По крайней мере — не критично. Зато будет красиво!
Ну, и — читай то, что в кавычках ;))

16 Алексей Онегин 22 ноября 2016

Нет, почему же? В процессе изучения рецептов решил готовить без томата, чтобы получить более аутентичный результат — но раз уже в следующий раз буду делать по-другому, почему бы его не добавить?

17 Лариса 18 ноября 2016Ответить

Алексей! А если приготовить на свиных ребрышках- ум отъесть можно!Спасибо за рецепт!

18 Алексей Онегин 18 ноября 2016Ответить

Для меня щи — это только говядина. У нас в Петербурге вообще говядину называют просто словом «мясо». :)

19 Хазалуп 18 ноября 2016Ответить

Свиной бульон есть только в двух кухнях — НОВОЙ китайской и НОВОЙ же украинской. Кулинары остальных стран (то есть — ВСЕХ) свиной отвар ВЫЛИВАЮТ.
Всегда, во все времена, бульон из свинины считался слишком тяжелым, вредным и невкусным. Скорее всего, неприятие его воспитано столетиями естественного отбора.

20 Алексей Онегин 18 ноября 2016Ответить

Строгий вы, строгий и категоричный. А если студень, к примеру, вспомнить?..

21 Хазалуп 18 ноября 2016Ответить

Насчет категоричности (я бы даже сказал — бескомпромиссности) — не буду спорить — со стороны видней (помните — «в своем глазу…»).
А в отношении студня (вернее, холодца. так как студень варится из говядины) — это же совершенно иное блюдо. Точно также хаши (грузинский хаш) и мужужи из свиных ножек. Их «энергетика» и усвояемость в корне отличаются от свиного бульона.
Я, к сожалению, не углублялся в подробности и причины этого, но для меня (и не только) это так.

22 Алексей Онегин 19 ноября 2016

Не, в области в энергетики из меня специалист еще тот, даже не буду спорить.

23 Хазалуп 18 ноября 2016Ответить

Да, кстати, если уж задуматься поглубже, то «студень» — действительно ДРЕВНЕЕ блюдо, варился исключительно из говядины, чаще — из субпродуктов. Точно также и хаш — нигде не встретите его из свиных ножек. А вот уже гораздо более поздние (которые также можно отнести к НОВЫМ кухням) холодец и хаши (груз.) — из свинины. Почему? Не знаю. Но факт есть факт.

24 Алексей Онегин 19 ноября 2016

Для меня новая кухня — это порождение последних лет, может быть, десятилетий. Глобализация, информационный век, стирание границ между странами и культурами — без этого новая кухня была бы невозможна.

25 Александра 16 ноября 2022Ответить

А зачем вам студень из свинины? Говяжья нога, причём обязательно передняя, и -вуаля! И никаких неприятно-кисловатых примесей

26 Алексей Онегин 16 ноября 2022

Из говядины — холодец. Из свинины — студень.

27 Ирина 19 ноября 2016Ответить

А что с бульоном из баранины — тоже выливать?

28 Алексей Онегин 20 ноября 2016Ответить

Зачем же так? Из него можно множество великих узбекских, например, супов приготовить.

29 Хазалуп 21 ноября 2016Ответить

Ну, вы сравнили!!!!
Один из лучших бульонов — бараний, и свиной отвар!!!

30 Наталья 21 ноября 2016

Солидарна полностью. Свиной — это отвар, а бараний бульон — это нечто божественное.
Помню одно лето в детстве меня возил дальний родственник по Киргизии, от одних друзей, к другим (или они все были между собой и мне тоже родственники) по глухим селениям. Везде забивали барашка, не думаю, что специально из-за меня. Мне было лет 12. Но один бараний бульон я помню до сих пор. Я крутилась возле женщин. И даже помогала. Мы очень долго и тщательно, чуть ли не щеткой, промывали внутренности: кишки, требуху и что-то еще. Потом это все было нарезано лентами и сплетено по-типу косичек. И затем в казане варилось на костре. Кажется, в этом бульоне варилась и голова, точно не помню. Звучит, конечно, варварски. Но такого бульона, который получился, я больше никогда не пробовала. Может это имеет какое-то название?

31 Хазалуп 21 ноября 2016

По-моему, это просто «эт» (читается как что-то среднее между Эт и Ёт) — «мясо». Так же называется и «бешбармак», и «духанды энжу» и «шорпо»….
Но и сам я с удовольствием услышал бы настоящих киргизов.

32 Хазалуп 18 ноября 2016Ответить

Я редко готовлю супы на наваристом мясном бульоне, поэтому для меня щи — блюдо чуть ли не праздничное. От того практически всегда делаю их в порционных горшках (настоящих, русских, у меня нет — есть только не очень подходящие для этого путуки для пити, и донабе, в которых щи смотрятся отлично) с обязательной крышкой из теста (чаще — дрожжевого, реже — слоеного), посыпанной кунжутом или «чернушкой»…
А «бородинский» с маслом перед тем, как зачерпнуть первую ложку щец — это же действие почти медитативное. Правда, в последнее время предпочитаю маслу «смалец» с толикой чеснока и с петрушкой-укропом, «но это уже вопрос личных предпочтений».

33 Алексей Онегин 19 ноября 2016Ответить

Что ж, Сырников пишет про гречники к щам, вот этого я еще не пробовал, надо будет оценить.

34 Хазалуп 21 ноября 2016Ответить

Не буду спорить с уважаемым Максимом, но гречишники («грешники») всегда были самостоятельным блюдом. Про них кто только не писал — и Шмелев, и Гиляровский, и Богатырев и даже Шаляпин. (Думаю, что Вам, как петербуржцу, не так близка и интересна история Москвы и ее «общепита»;) ) А вот подаваемая на стол, вместе со щами, гречневая каша — другое дело. Ее частенько добавляли в миску.

35 Вадим 18 ноября 2016Ответить

Без претензий на истину в последней инстанции… Однако, относительно нарезки овощей: морковь-соломкой, а картошка-кубиком… «Не комильфо». А рецепт классный!!!

36 Алексей Онегин 19 ноября 2016Ответить

Расшифруйте, что же вас смутило?

37 Наташа 19 ноября 2016Ответить

Можно с пятью копейками?) Думаю, Вадим все режет соломкой, как и я, кстати, поэтому вмешалась. Смотрится красиво…
Алексей, а что насчет таких же щей, но без мяса, с сушеными белыми?

38 Алексей Онегин 20 ноября 2016Ответить

И картошку тоже? Либо у нас с вами разное понимание слова соломка (толще 3 мм — уже не соломка), либо я содрогаюсь от ужаса. Чем не устроил рецепт постных щей с грибами, который есть на сайте?

39 Наташа 22 ноября 2016

Нет, нет, не пугайтесь! ) Конечно, не соломка, брусок, наверное. Короче, вопрос терминологии. Просто все длинненькое…
А рецепт постных щей не увидела. Посмотрю обязательно!

40 Александра 16 ноября 2022

У меня тоже есть взгляд на наличие картошки в кислых щах. Я добавляю её в конце варки бульона, целиком. И разминаю там же толкушкой. Тогда можно избежать эффекта заиндевения, который случается с картошкой в кислой среде. А ещё, помимо упомянутых вами специй, невероятно украшают щи толчёные семена кориандра. Это даст супу тот самый привкус, которого вы добиваетесь, когда намазываете маслом кусочек бородинского, в добавление к щам. Можео ещё и чуть тмина добавить, но это уже на любителя

41 Алексей Онегин 17 ноября 2022

Если честно, я не очень люблю толчёную картошку в супах, независимо от их разновидности. С одной стороны, ничего плохого вроде бы в этом нет, с другой, неслучайно повара всегда стремятся добиться максимально прозрачного бульона — а с такой картошкой это исключено.

42 Ольга 19 ноября 2016Ответить

Я ела такие щи в деревне , отлично помню их вкус. Но там все закладывалось сразу в чугунок и ставилось в печь , с утра , часов в 5. В обед уминалось за милую душу . Спасибо за рецепт )

43 Алексей Онегин 19 ноября 2016Ответить

В деревенской печи, полагаю, все готовилось сразу в одном горшке или чугунке, бульон отдельно не варился. Или ставили два чугунка, а ближе к обеду доливали бульон к овощам?

44 Ольга 20 ноября 2016Ответить

Да , Алексей , именно так. Все закладывалось сразу , моркови не было — вернее она была в составе квашеной капусты . Картофель закладывали целиком и в конце варки его разминали вилкой , а мясо резали на мелкие кусочки . Варили свиную грудинку , насколько я помню. В печке еда получалась просто отменная ..

45 Ольга 20 ноября 2016Ответить

И еще варили щи из крошева — это мелко резаные верхние зеленые листья капусты , заквашенные без моркови. Щи из крошева тоже очень вкусные , но сейчас такой способ заготовки капусты большая редкость.

46 Алексей Онегин 20 ноября 2016

Насколько я знаю, в Новгородской губернии крошево и щи из него готовят до сих пор.

47 Алексей Онегин 20 ноября 2016Ответить

Какое огромное представительство любителей свиного бульона. :) Я не столь категоричен, как Хазалуп, но не припомню, чтобы слышал об использовании где-то в России свиного бульона как распространенной практике — разве что на юге, в приграничных областях. Где, если не секрет, готовили щи так, как вы пишете?

48 Лариса 20 ноября 2016

Алексей! На свином бульоне щи ( только щи) готовили в Сибири и в Якутии. Готовят, наверняка, и сейчас, не знаю, живу в Москве с конца 80-х годов.

49 Ольга 21 ноября 2016

Я имела ввиду большие города — нет традиции готовить крошево . Хлопотно очень )

50 Ольга 21 ноября 2016

В Калининской , Новгородской области готовили на свинине . Не знаю как было в дореволюционное время , а во времена колхозов совхозов не каждый мог позволить содержать корову — например после войны был очень высокий натуральный налог (молоком) , свинина выручала . Но это уже пожалуй не по теме Вашего блога .

51 Алексей Онегин 21 ноября 2016

Почему же не по теме, очень интересный факт.

52 Ольга 21 ноября 2016

Если честно , можно прекрасно приготовить щи и без всякого мяса , главное в щах это все же капуста )

53 Алексей Онегин 21 ноября 2016

В таком случае ваше определение «новой» для меня немного непонятно и контринтуитивно, ну да ладно, дело житейское.

54 Хазалуп 21 ноября 2016

Боюсь, что другое название подобной кухни окажется для кого-нибудь оскорбительным. Как ее еще можно назвать? «Советской»? «Общепитовской»? «Послереволюционной»? Уж лучше нейтрально — «новая». А что название созвучно с другими, прогрессивными, кухнями, извините — дело житейское ;)

55 Алексей Онегин 21 ноября 2016

Ну, «Общепитовская» куда как точнее будет.

56 Сергей 19 ноября 2016Ответить

Я при варке бульона добавляю белый корень, он-же пастернак.

57 Алексей Онегин 20 ноября 2016Ответить

И я бы добавлял. Только этот пастернак у нас купить сложнее, чем какой-нибудь маногстин или живого лобстера.

58 Ирина 19 ноября 2016Ответить

Алексей, картошка кубиками у меня томится при 120 гр. уже много больше чем 40 минут. Это нормально?)

59 Алексей Онегин 20 ноября 2016Ответить

Думаю, нормально — картошка разная бывает, в зависимости от содержания крахмала в оной, соответственно и варится по-разному. А кислая среда замедляет этот процесс, так что если не угадать с картошкой, можно опоздать с обедом. :)

60 Искра 20 ноября 2016Ответить

Рецепт отличный. Обязательно возьму на заметку.
Очень люблю и часто готовлю братский) украинский капустняк. Составляющие примерно те же + пшено. Картошку кладу целую, в конце готовки вытаскиваю, разминаю и возвращаю обратно (не обязательно, просто так готовила моя бабушка), капусту измельчаю, чеснока и зелени должно быть много. И да, готовлю на ядовитом бульоне из свиных ребрышек). На мой взгляд (точнее, вкус) это блюдо даже вкуснее борща-))

61 Алексей Онегин 20 ноября 2016Ответить

Ну, украинский капустняк, вполне возможно, что на свином бульоне быть и должен.

62 Munavvara 21 ноября 2016Ответить

У меня 2 вопроса:
1. Все процедуры в горшочках проделывать закрывая горшочек/ки крышкой или нет?
2. Возвращаясь к картошке кубиками (о чем говорила Ирина): вы не обратили внимание, что в принципе картошка нарезанная кубиками гораздо дольше варится? Просто я давно обратила на это внимание и молчала, пока моя золовка не обратилась ко мне с тем же вопросом. Тогда я поняла, что и она отметила этот момент с картошкой. Безусловно, от сорт картофеля не списываем со счетов, но если один и тот же сорт нарезать крупно продольными кусочками или, к примеру, кружочками, то она сварится раньше, чем если нарезать ее пусть даже мелким кубиком. Я ошибаюсь? Или может вы не обращали на это внимание?

63 Алексей Онегин 21 ноября 2016Ответить

1. Да, горшок закрываем.
2. Не обращал, но мне мелкий кубик нравится больше — даже если в ложке попадется 1-2 картофельных кубика, он не создает впечатления переполненности супа картошкой, в отличие от более крупных кусочков. Как резать — личное дело каждого, в вашу тарелку я не полезу. :)

64 Munavvara 21 ноября 2016Ответить

А жаль. Мне бы хотелось, чтобы мои блюда оценил профессионал. Я же на самом деле понятия не имею насколько плохо или хорошо готовлю. Сравнить не с чем. А муж вообще к еде относится ровно. Он не оценщик, это точно! Заходите к нам на огонек, залезьте в мою тарелку )) Приглашаю

65 Алексей Онегин 21 ноября 2016Ответить

Так и я не профессионал, и тоже понятия не имею.

66 Эля 21 ноября 2016Ответить

Отличные щи получились по Вашему рецепту. Это были первые, сваренные мною щи, так как это блюдо все время ассоциировалось у меня с жижей непонятного цвета из школьной столовой и готовить его совершенно не хотелось. Но теперь щи стали моим фаворитом среди первых блюд. Алексей, очень хочется. чтобы Вы поделись своим рецептом борща. Наверняка, к его приготовлению, Вы подходите также тщательно.

67 Алексей Онегин 21 ноября 2016Ответить

Возможно, уже этой зимой, ожидайте. :)

68 Эля 21 ноября 2016Ответить

Буду ждать с нетерпением) Спасибо!

69 Виталий 26 ноября 2016Ответить

Я бы еще положил сушеных лесных грибов, имхо, без них кислые щи сильно теряют во вкусе. По поводу бульона — кислые щи делаю только на бульоне из бычьих хвостов, тогда присутствует некая «клейкость», ну и вкус отменный, считаю, что любая альтернатива проигрывает. И по поводу плотности (структуры) щей — не люблю вообще всякого рода добавки из муки в супы в любом виде, вкус этой муки отбить сложно. Делаю по другому — развариваю в самом начале в готовом бульоне пару картофелин и «в труху» разбиваю их в блендере, а потом уже варю собственно щи или что другое. Добавить такой загуститель из картошки можно и в начале, а можно ближе к концу. А основную картошку просто порезать крупно на четыре части, ну не думаю, что крестьяне мелким кубиком ее рубили… И Вы правы насчет сливочного масла с черным хлебом типа Бородинского, без этого дополнения никак!

70 Алексей Онегин 26 ноября 2016Ответить

Понятно, что это вкусовщина чистой воды, но для меня мясной суп — это мясной, а грибной — это грибной. Что же до картошки, то, конечно, не рубили — судя по различным источникам, клали целиком, а потом разминали, как придется… Но это не значит, что мы должны поступать так же. Хотя я вообще не вижу картошку в щах, не место ей там.

71 Виталий 26 ноября 2016Ответить

И еще добавлю — готовые щи в казане закутать одеялом и так оставить до остывания, а потом заморозить, чтоб все промерзло хорошенько (ну, зимой так с казаном только получается, или по пакетам разлить\разложить и в морозилку), на ночь как минимум обязательно оставить, а вот потом уже разогреть и откушать — вкус в лучшую сторону меняется радикально!

72 Алексей Онегин 26 ноября 2016Ответить

Если оставить в горшке в остывающей духовке — будет медленно остывать не хуже, чем в одеяле. Ну и про заморозку тоже в рецепте все написано, читайте внимательно.

73 Ольга Д 27 ноября 2016Ответить

Щи хороши не сразу, на второй день они очень вкусные. Особенно хорошо уходят после застолья)))))). Бабушка как и я готовила к ним пироги ленивые: пшено и картошку отваривала, делала луковую поджарку и к ним добавляла, потом формировала пирожки и в духовку. Очень вкусно.
Хочу еще сказать по поводу употребления свинины. Здесь один автор отзывов написал, что употребляли свинину из-за экономии. Но я думаю, что это не так. У нас коров держали ради молочных продуктов, а ради мяса хрюшек. Садили много картошки, тыквы, зерна и других культур, которые хорошо растут и хорошо идут на корм именно свиньям. Вот эта свинина шла на колбасы, сальтисоны, другие блюда и конечно же сало. Куда же без него зимой и особенно летом, когда не было холодильников, а хотелось сытной еды после тяжелой работы в деревне. А студень или холодец готовили хорошие хозяйки как и сейчас из молодых петушков. Свинные ножки конечно добавляли, но только ради лучшего застывания.

74 Алексей Онегин 27 ноября 2016Ответить

Да конечно ели свинину, и держали ее именно ради мяса. У меня дед хрюшек разводил, как свинью зарежут — так на несколько дней работы, кровяные колбасы, копчености, сало и прочее. Думаю, автор о своем пишет, он-то свинину не жалует. :)

75 Ирина Рыбчанская 4 декабря 2016Ответить

Здравствуйте Алеша!
Я не знаток русской кухни, но рецепт впечатлил. Приготовлю в печи — только придется подождать потепления — печь на улице. У нас из квашеной капусты готовят суп с фасолью, похожий на щи. Только его варят или постным, или с копченостями.
И да — я тоже жду Ваш борщ!

76 Алексей Онегин 4 декабря 2016Ответить

Ох, какая ответственность! Придется поднапрячься. :)

77 Виталий 27 декабря 2016Ответить

По Похлебкину: «Настоящие щи («шти») включают обязательных шесть компонентов: мясо, грибы, капусту, картошку, лук и морковь.
А дополнением служат черный перец, лавровый лист и укроп с петрушкой.» На днях готовил почти дословно по его рецепту, бульон из бычьих хвостов и говяжъей грудинки. Это что-то… Грибы, имхо, все-таки в кислых щах щах самое то.

78 Алексей Онегин 27 декабря 2016Ответить

Позволю себе усомниться в словах безусловно уважаемого мэтра. Во всяком случае, щи появились задолго до того, как на Руси стали есть картошку.

79 Денис 19 января 2018Ответить

Не писал такого Похлёбкин!

по Похлебкину совершенно обязательна капуста (или заменяющая её ведущая овощная масса (т.е. капуста не обязательна)) и кислая заправка, самые простые щи могут состоять только из них при этом оставаясь щами.
Это цитата из Похлёбкина.

80 Анастасия 13 января 2017Ответить

Алексей, щи получились просто отменные!
Единственно — карточка кубиками, действительно, томилась до мягкости значительно больше 40 минут.
Спасибо за рецепт!
А почему у Вас нет на сайте рецепта студня или холодца?

81 Алексей Онегин 14 января 2017Ответить

Очевидно потому, что я его еще не сделал. :)

82 Алексей Онегин 14 января 2017Ответить

Рассказываю для тех, с кем мы обсуждали эту тему. Я приготовил щи еще раз со следующими изменениями:

1. Взял репу вместо картошки. В результате репа дала очень резкий вкус, который неприятно контрастирует с кислым вкусом капусты. В общем, в современных щах репе не место — и это говорю я, человек, который репу ест и любит с детства. Используйте другие корнеплоды.

2. Добавил томатную пасту, по 1,5 чайных ложки на горшок. Ничего, кроме едва заметного цвета с уклоном в красный, она не дала. Можно не добавлять.

3. Добавил муку при томлении капусты. В результате щи получились гуще, и это, на мой взгляд, не пошло им на пользу. В наших супах гуща отдельно, а жидкость отдельно, а густота «чтоб ложка стояла» достигается за счет большого количества гущи, а не консистенции супа а-ля соус бешамель. В общем, мне не понравилось, муке отказать.

Вывод? Изложенный в этом посте рецепт и так отличный, менять его ни к чему.

83 Виталий 5 февраля 2017Ответить

По пунктам вопрос — а цель какая, аутентичность? Или вкус (…рецепт и так отличный, изменения ни к чему…) И как определить желаемое? 1. Добавлял репу, пришел к тому же выводу — картофель лучше, хотя, конечно, появился он гораздо позже (и отлично картошку заменил) тогда уж вообще не класть, если аутентично. 2. Про томат — думается, не надо его туда, мало положить, толку нет, много, это уже томатный суп, перетягивает… Опять же цель какая? Если кислоты придать (некоторым именно кислинка в щах нравится), то лучше помидор положить, даже квашенные некоторые кладут. 3. И про муку — совершенно согласен, огрубляет. Да, даже по пути бешамеля можно пойти, но смысл? Нужна густота — опять же, если аутентичность не смущает, картошку разварить и добавить, будет плотность. А если смущает, просто больше капусты добавить :-)

84 Алексей Онегин 5 февраля 2017Ответить

Не аутентичность, скорее проверка на счет того, является ли приведенный рецепт достаточно хорошим сам по себе, или его есть куда улучшить. Идея родилась в процессе обсуждения в комментариях, в результате понял, что все улучшения (эти, во всяком случае) от лукавого.

85 Сергей 14 января 2017Ответить

Репу нужно порезать и минут на 5 залить кипятком.

86 Алексей Онегин 14 января 2017Ответить

То есть сделать из неподходящего продукта приемлемый? Спасибо, но я предпочитаю сразу готовить из хороших продуктов — а репа очень хороша в других блюдах.

87 Катя 26 января 2017Ответить

Здравствуйте, Алексей!

Я уже делала луковый суп по Вашему рецепту, а в этом году мне захотелось кислых щей. Муж мой не любит ни щей из квашеной капусты, ни тушеной квашеной капусты и дома я их никогда, вернее — давно, не делаю.

Но в этом году, так захотелось… что пошла к Вам на сайт вспоминать, как они, щи эти, готовятся.
Первый суп я сварила почти по рецепту, только вместо мясных ребер я взяла копченые свиные. Суп получился отменный, муж ел и нахваливал, да добавку просил.
А вот втрой суп, я делаю тоже почти по рецепту, но сейчас положила не только копченые свиные, но и копченую рульку и мясные ребрышки. И кажется мне, что бульон получается гораздо вкуснее, чем в первом.
Я это описываю к чему? а к тому, что много лет назад папа учил меня готовить щи из простой капусты, и, кроме того, что «ложка должна стоять», он всегда бульон варил из трех видов мяса: говядины, свинины и телятины. Вот я и решила поэкспериментировать, оставляя основу как есть.
Я уже знаю, что будет вдвойне вкусно!

Спасибо!

P.S. жду морковные котлетки, у самой никак не получается…

88 Катя 26 января 2017Ответить

и капустных рецептик, конечно же…

89 Виталий 5 февраля 2017Ответить

Извиняюсь, что влезаю, пару слов про бульон: телятину не надо на бульон, из нее навара Вы не получите, да и вообще мясо это не гуд. Для хорошего бульона Вы сами уже себе ответили: косточка должна быть плюс что-то, где соединительной ткани побольше, копчености тоже хороши, но не везде, а то будут вкус перебивать. Ну и корешки при варке обязательно. Но я про капустные котлетки хотел сказать: берете капусту, слегка подвариваете (можно в микроволновке подержать, эффект тот же), разбираете на листья, толстую часть листа срезаете ножом, сам лист слегка (!) отбиваете, сворачиваете конвертиком (прямоугольником), вовнутрь можно положить кусочек сливочного масла и слегка посолить. Слегка прижимаете (можно заранее наделать и в холодильник). Потом обваливаете в муке, в яйце, в сухарях. Жарите до румяной корочки на сковороде. Это не котлета, а шницель капустный получается, просто, быстро, красиво и вкусно до безобразия.

90 Катя 3 апреля 2020Ответить

И года не прошло… :-)
Пришла вспоминать рецепт щей из кислой капусты, обнаружила Ваш рецепт капустных котлеток. Спасибо, обязательно попробую сделать

91 Алексей Онегин 26 января 2017Ответить

На здоровье! Я не испытываю восторгов относительно свиного бульона, возможно потому, что в детстве меня им никогда не кормили, но против таких экспериментов не возражаю. :) А так — скоро пост, возможно, и на котлетки сподоблюсь.

92 Катя 30 января 2017Ответить

дай Бог, дай Бог

93 Вадим 28 января 2017Ответить

помню несколько старых(не берусь утверждать, что классических, но очень старых) вкусов, деревенских(деревшя Ушницы, граница ленингр. и новгор. области, Лужский р-он, недалеко от Оредежа и реки Оредеж), готовила бабушка только в печи. 1.Щи из своего крошева(капусту сечкой, крошево квасили и хранили зиму) и своей тушёнки(когда говядина, когда свинина). 2.Пирог по субботам, тоже в печи, закрытый, с маком и изюмом(и мака и изюма очень много — толстый слой, вперемешку то и другое, при сравнительно тонкой оболочке теста). 3.Тот же пирог, но с глажАми, по современному с морошкой, тоже со своей(на торфяных болотах собирали чернику, гоноболь, клюкву, бруснику, морошку). и 4.Вкус оставшийся в повседневном обиходе до сих пор — потому что очень простой и доступный — в свежем, сыром виде, вприкуску, твёрдое яблоко и молоко. Не берусь говорить «классика-не-классика», не знаю — но что то в нём есть сумасшедшее? забытое? вспоминаемое? но удивительный вкус, при этом простое сочетание двух самых простых продуктов.

94 Виталий 4 февраля 2017Ответить

Вот Вадим интересную тему поднял — вкусы из детства. Я частенько бывал в Украине, там Бабушка тоже много чего готовила, конечно, в печи. В том числе капустняк. От русских кислых щей разница такая: бульон свиной, капуста свежая трется на терке, кислая мелко крошится (зимой только из кислой, летом что в наличии есть, или пополам кислая и свежая), заправка пассивированные лук-морковь, еще добавляется картофель и пшено (много, разваривается), в конце заправляется все салом и чесноком. Как-то готовил, ностальгия…Тушенку вот тоже вспомнили, мне почему-то больше гусиная запомнилась — гусей было много. Пирожки с маком, изюмом и медом тоже были, но это к праздникам. Кстати, про капусту — квасили на зиму отдельно верхние листья (часть целыми, а часть рубили в труху буквально) и отдельно резали красиво сам кочан, в бочку клали с яблоками и с морковью. На капустняк как раз и шли серые листья, у них вкус другой получается, резче, капустнее что ли, или мне так казалось тогда, когда в бочку лазил… Все в детстве вкусно, и наши вкусы во взрослой жизни, стиль питания, блюда, пристрастия, думаю, определяет именно то, что ты ел в детстве. По себе знаю — есть едва ли десяток блюд, что я могу и хочу есть каждый день, бесконечно, и все они оттуда… Борщ, каши, и уже потом все остальное :-)

95 Виталий 5 февраля 2017Ответить

Всю ветку сначала прочитал, уже писали и про капустняк и про крошево,так что Америку я не открыл :-) Тогда, пусть не про щи, а про вкусы, еще напишу про Ураинские цибульники, тоже из детства. Суть: те же драники, только из лука, и лук не натирается, а режется мелко. В лук добавляется яйцо, мука, соль, перец. Жарить на медленном огне на сковороде небольшими блинчиками. Чем неторопливее жарка, тем вкуснее. Очень вкусно и ни на что не похоже, гарантирую!

96 Алексей Онегин 5 февраля 2017Ответить

Интересно звучит!

97 Виталий 6 февраля 2017Ответить

Попробуйте, очень вкусно и практически не известное блюдо (или хорошо забытое). Пять минут приготовить. И еще, если хотите удивить кого-нибудь, дайте попробовать, но не говорите, что это, пусть угадают. Уверяю Вас, мало кто попадет в точку, потому что не похоже ни на что привычное, варианты были, даже, что там рыба… Да просто вкусно, и в качестве самостоятельного блюда, и с чем-нибудь. Еще забыл указать, что можно добавить разрыхлитель, но это не критично.

98 Светлана 8 февраля 2017Ответить

Алексей! Спасибо за рецепт! Щи великолепны!!!

99 Оксана 13 марта 2017Ответить

Сварила) не удержалась и добавила полстакана сушеных белых)
Сумасойтикаквкусно!! Заморозить, к сожалению, не удалось.
И я, благодаря вашему сайту, сделала для себя ещё один кулинарный шаг — впервые варила говяжий бульон)

100 Алексей Онегин 15 марта 2017Ответить

Ого, вот это достижение! Поздравляю! )

101 Денис 19 января 2018Ответить

Алексей, а как прошел эксперимент с мукой? Похлёбкин пишет что мука зло, а как Вам показалось?

102 Алексей Онегин 19 января 2018Ответить

Я пробовал изменить несколько моментов в рецепте и по результатам отписывался в комментарии от 14.01.2017, цитирую про муку:

Добавил муку при томлении капусты. В результате щи получились гуще, и это, на мой взгляд, не пошло им на пользу. В наших супах гуща отдельно, а жидкость отдельно, а густота “чтоб ложка стояла” достигается за счет большого количества гущи, а не консистенции супа а-ля соус бешамель. В общем, мне не понравилось, муке отказать.

103 Надежда 19 января 2018Ответить

Алексей, приветствую! Вот такой возник вопрос — 2 л воды за 3 часа варки частично испарятся, останется примерно 1,5 литра. Разве получится из этого объёма 6 порций щей?

104 Алексей Онегин 19 января 2018Ответить

Оставлю в стороне тот факт, что объем испарившейся жидкости зависит от площади испарения, интенсивности кипения и метода варки (в мультиварке, например, испарение будет минимальным), и задам встречный вопрос: а вы считаете, что 250 граммов бульона, плюс мясо и овощи, не дотягивают до одной порции?..

105 Надежда 22 января 2018Ответить

Полагаю , что нет-ведь такие щи слишком хороши

106 Алексей Онегин 23 января 2018Ответить

Если щи слишком хороши, можно просто съесть две порции вместо одной, но на объем стандартной порции это никак не влияет, он всегда одинаков. :)

107 Надежда 27 января 2018Ответить

Конечно! Именно это я и имела ввиду, но смайлик не отобразился))
Спасибо за отличный рецепт.

108 Мария 22 марта 2019Ответить

Сделала щи, очень вкусно! Еше мясо удачное попалось)) Вообще, не люблю щи из квашеной капусты так, как их делают многие — кидают в какой попало бульон капусту и другие овощи. Тут опять актуальна простая истина — не любите что-то? Вы просто не умеете это готовить)) Очередное спасибо Вам, Алексей)))

109 Александр 13 апреля 2019Ответить

Алексей, есть ли у Вас информация, как сделать кислые щи? Раньше бывал в ресторане, при гостинице Санкт-Петербург, вроде «зеркальный», там их и попробовал, очень фактурно, вкусно! Читал, что нужно добавлять лимон, но недоверяю этому. Может нужно готовить/квасить более кислую капусту и в большем объёме её вытушивать, чем в рецепте?

110 Алексей Онегин 14 апреля 2019Ответить

Насколько мне известно, «кислые щи» это напиток наподобие кваса. Вы хотите сделать щи из квашеной капусты более кислыми? Ну да, тогда правильная стратегия — добавить больше кислых ингредиентов. Думаю, лимонный сок не нужен, а вот рассол и больший объём капусты — правильный ход мыслей.

111 Александр 15 апреля 2019Ответить

Да, именно щи более кислыми.
Спасибо за Ваше компетентное мнение! Наверно сам сквашу капусту, доведу до нужной степени и попробую сварить. И спасибо за рецепты!

112 Алексей Онегин 15 апреля 2019Ответить

С сахаром, думаю, лучше не торопиться. Если будет томатная паста или помидоры, там уже есть некоторое количество сахара. Если нет — ну всё равно лучше сначала понять, к чему всё идёт, перед тем, как балансировать.

113 Александр 15 апреля 2019Ответить

Подозреваю, что нужно будет сахаром (сладким) балансировать кислотность.

114 Лана 30 мая 2019Ответить

от слова «щи» веет русскими сказками и былинами, рисуется печь на пол-избы и баба с ухватом))) ух, вкуснятина, наверное… надо сделать

115 Алексей Онегин 31 мая 2019Ответить

Конечно, надо!

116 Ольга 15 апреля 2021Ответить

А что делать,если нет духовки для тушения в ней капусты в горшочке?Как сделать?у меня из-за недостатка места нет духовки.Щи я просто обожаю,но обычно коалы капусту в суп.Видимо,это неверно?

117 Алексей Онегин 16 апреля 2021Ответить

Увы, даже моей магии не хватит, чтобы добавить вашей духовке ещё одно измерение. Поэтому придётся обходиться без неё. И конечно, вполне можно сделать щи и из просто квашеной капусты, но лучше придумать альтернативный способ, как её протомить, благо возможностей тут миллион.