Кулинарные заметки Алексея Онегина
Рецепты и не только

Пара слов о фермерских продуктах. Слово второе

Начало здесь

Итак, на волне сверхъестественного ужаса перед нитратами, гормонами и прочей “химией” в США и Европе практически одновременно набрала обороты индустрия производства биологических, экологических и органических продуктов. Пускай и с опозданием, но та же история повторилась у нас. При этом каждому очевидно, что термины “био”, “эко” и “органик” в России особого энтузиазма не вызовут, на что есть целый ряд причин:

  • Эпитет “биологический” у нас ассоциируется с пестиками и тычинками, “органический” – с удобрениями, а экология и вовсе никого не интересует. С такими ассоциациями денег не заработаешь.
  • Для большинства городских жителей – как раз тех, на кого рассчитаны эти продукты – мантра об овощах, выращенных традиционным способом, звучит не слишком премиально и навевает воспоминания о дачном рабстве.
  • Подавляющее большинство сограждан – даже те, кто исповедует разумное и ответственное потребление – отнюдь не считают супермаркет и продукты, что там продаются, воплощением зла. В нашем климате и в наших реалиях это неудивительно, но лишает борьбу мелких производителей с гигантами нерва и надрыва, необходимых для остроты сюжета.
  • Как ни прискорбно, наши соотечественники, включая наиболее обеспеченных, не очень разборчивы в еде. Это давно поняли отечественные маркетологи, которые перестали продавать еду, фокусируя внимание на ее качестве, и вместо нее продают образ – понятный и дорогой.

Пара слов о фермерских продуктах. Слово второе - фото
Типичная ферма в представлении городского обывателя

К счастью, единственно верное решение проблемы лежало на поверхности: фермеры. Само слово “фермер” с наступлением капитализма обрело заграничный флер, в противовес непривлекательному колхознику. Фермер объезжает владения на блестящем импортном тракторе, борется с инертным мышлением деревенской алкашни, выращивает пузатые тыквы и варит сыр, воплощая образ сельского труженика новой формации. Со временем влечение городского жителя к фермеру стало невыносимым, почти сексуальным – а секс, как известно, лучший двигатель торговли.

Краткая история фермерских продуктов

Но даже в идею, лежащую на поверхности, кто-то должен поверить первым. В истории с фермерскими продуктами этим человеком стал Борис Акимов, основатель проекта LavkaLavka.

Дискуссии на тему этой самой Лавки возникают в интернете с завидной регулярностью, и крутятся они не столько вокруг самих продуктов, сколько вокруг цен на них. С упорством человека, уже смирившегося со своей судьбой, Борис Акимов парирует: да, у нас дорого. Да, в несколько раз дороже, чем на рынке. Нет, вы не понимаете логики ценообразования на фермерские продукты. Нет, сверхприбылей мы не имеем.

Но как бы там ни было, подвижничеством эта история тоже не пахнет (что в наш век вполне нормально). Это стало очевидно, когда после небывалого успеха Лавки в интернете стали один за другим появляться магазины фермерских продуктов – с ценами на порядок ниже.

Пара слов о фермерских продуктах. Слово второе - фото
Фермерские малосольные огурцы – фото с сайта www.lukino.ru

Сейчас, когда феномен российского рынка под названием “фермерские продукты” можно считать уже состоявшимся, нетрудно выделить три модели, по которым работают продающие такие продукты предприятия:

  • Хаб. Предприимчивые люди, зачастую весьма далекие от сельского хозяйства, которые взяли на себя функцию посредников между фермерами и покупателями. Ищут первых, стремятся привлечь вторых, получают свою комиссию, не имея прямого отношения к производству. Несмотря на гордое название “кооператив”, Лавка – это именно такой посреднический хаб.
  • Ферма. Настоящее фермерское хозяйство (или объединение нескольких хозяйств), которое производит продукты и хочет продавать их напрямую. В этом случае производитель и продавец является одним и тем же лицом, что внушает доверие и весьма удобно в плане обратной связи.
  • Жулики. Мошенники, которые продают якобы “фермерские” продукты, пользуясь тем, что этот ярлык стал неким синонимом качества (почему это не так, мы поговорим чуть позже) и позволяет назначать цены в несколько раз выше обычных.

Разумеется, возможны как комбинация первой и второй моделей, и даже – о ужас – первой (реже второй) и третьей, но в целом на этих трех вариантах классификация исчерпывается. Очевидно, можно ходить к первым или ко вторым, и лучше не ходить к третьим, но на практике отделить овец от козлищ бывает непросто. Причиной тому является отсутствие какой-либо определенности на рынке. Энтузиасты могут сколько угодно продвигать идею о выдающихся качествах фермерских продуктов и поддержке местного производителя, но без какой-либо сертификации таких продуктов при покупке все равно остается полагаться лишь на интуицию и доверие к продавцу.

Но и это не главное. Самое ужасное потрясение заключается в том, что даже если тот или иной продукт – сто раз фермерский, само по себе это ровным счетом ничего не говорит о его качестве и пользе для здоровья. И теперь настало самое время перейти от теории к практике и поговорить о самих фермерских продуктах: чем они хороши, а чем – не очень.

Продолжение следует

5535564

Комментарии
1 fazeful 19 June 2013Ответить

Я бы с удовольствием почитал про логику ценообразования на фермерские продукты :)

2 Алексей Онегин 19 June 2013Ответить

В принципе, можно любое интервью Акимова почитать, поскольку эту тему там стороной не обходят. Но если бы все было так просто.

3 Ирина 20 June 2013Ответить

Без удобрений и ядов возможно вырастить несколько кустиков для личного потребления. На продажу без ядохимикатов вырастить нереально. Или держать армию наемных работников, так как биосредствами нужно брызгать каждый день, а то останешься без урожая. Так что как практик-огородник в сказки о безвредных фермерских продуктах я не верю.

4 Алексей Онегин 20 June 2013Ответить

О, вы просто недооцениваете логику ценообразования на фермерские продукты! :)

5 Татьяна 20 June 2013Ответить

Идея сверхприбыли захлестнула всех, даже фермеров. Крайне редко встретишь человека, который больше заботится о качестве продукта, а не о деньгах.

6 Алексей Онегин 20 June 2013Ответить

А я, например, считаю, что о деньгах нужно заботиться не меньше, иначе о мечтах вывести качество на должный уровень можно забыть. Я неправ?

7 Татьяна 20 June 2013Ответить

Конечно, правы, ибо смысла нет работать не получая за это прибыль. Но прибыль прибыли рознь. Можно напичкать свинину гормонами и выиграть во времени, продав мясо, которое уже не будет ни “био”, ни “эко”, но с фермы. А можно растить эту свинью по всем канонам роста, но на это уйдёт больше времени и корма соответственно, что уменьшит прибыль. Это я и имела в виду, говоря о сверхприбыли. Идея фермерства хороша, но нет уверенности в истинности утверждений, что всё экологически чистое.

8 Алексей Онегин 20 June 2013Ответить

А вот про уверенность и про то, как ее гарантировать, мы и поговорим в следующем выпуске нашего альманаха.

9 Карина 27 August 2013Ответить

где следующий выпуск?

10 Алексей Онегин 27 August 2013Ответить

Будет, своевременно или несколько позже. Все равно сейчас лето, в интернете застой, ничего никому не интересно.