Освещение в фуд-фотографии

После длительного перерыва мы снова поднимаем животрепещущую тему фотосъемки еды. На этот раз фотограф Денис Карпенков, большой друг нашего сайта и автор нетленки Введение в фуд-фотографию, замахнулся на один из важнейших аспектов фуд-фотографии – освещение. Статья получилась очень интересной и полезной – во всяком случае, я, будучи любителем фуд-съемки с восьмилетнем стажем, почерпнул из нее немало новых для себя ценных советов.

В написанной полгода назад статье я предлагал проследить за моими действиями при съемке шагов простого рецепта и готового блюда. Я использовал только свет от окна и несколько примитивных отражателей. В принципе, это все, что нужно для хорошего результата. Несмотря на то, что я в последнее время все чаще вынужден пользоваться студийным моноблоком, чтобы не зависеть от времени суток, я люблю дневной свет и хочу, чтобы вы тоже полюбили его. Он подходит для большинства ситуаций так как он сильный, направленный и рассеянный. С ним вы получите привычную и приятную для глаз картинку, совершенно не такую, как с тусклым и желтым светом от люстры или от встроенной вспышки, начисто стирающей все детали. Для создания настроения, крайне редко и с большой осторожностью, может быть использован прямой солнечный свет. Также, с успехом можно использовать вспышку с большим софтбоксом. При правильной установке ее светотеневой рисунок будет идентичным свету от пасмурного неба.

1. Расстояние до источника света

Вам нужно найти на своей кухне место, где дневной свет проявляет себя лучшим образом. Для разных ситуаций придется менять это место, подходить ближе к окну, либо отходить дальше. Чтобы понять какой свет является лучшим в том или ином случае вам нужно научиться анализировать светотеневой рисунок не только на своих фотографиях, но и на фотографиях таких известных мастеров как Мэтт Армендариз, Элен Дюжарден, Дэвид Лофтус. Все они свободно работают со светом, каждый в своей собственной манере. На всех их фотографиях сохранено уникальное настроение и чувство. Изучение их творчества доказывает, что не существует готовых схем, гарантировано позволяющих получить шедевр. Все самое лучшее рождается в процессе поиска. Но у всего должно быть начало, а поэтому сейчас мы разберемся в основах. Начнем с того, что выясним, как влияет расстояние от источника света до снимаемого объекта. Эти две фотографии сняты одинаковым образом при незначительных поправках экспозиции (свет от окна падает сзади на блюдо, а отражатели заполняют тени слева и справа).

Разница в освещении с первого взгляда незаметна. Однако, она существует и достигается только изменением расстояния до окна.

Фото снято непосредственно у окна (f4.0 выдержка 1/8 ISO 200). Мы видим довольно короткие тени от тарелки, салфетки и мельницы. Видим, что листья базилика выглядят матовыми – свет от окна на них растушеван. На глянцевых поверхностях ситуация обратная – оливковое масло и поля тарелки превращены в один белый блик из-за того, что в них отражается небо:

Освещение в фуд-фотографии - фото

Фото снято на расстоянии 1.5 метра от окна (f4.0 выдержка 0.6 ISO 200) Так как источник света удалился, на блюдо стало падать меньше света, и чтобы сохранить все яркости на том же уровне, что и в первом примере, выдержку пришлось незначительно увеличить с 1/8 до 0.6. Очевидна разница: тени от тарелки, салфетки и мельниц стали длиннее. А масло и тарелка больше не выбелены, в них читаются детали. На листиках базилика появляются красивые блики. Эту же ситуацию можно наблюдать на поверхностях мельниц с солью и перцем. По сравнению с первой фотографией, на них появились более жесткие блики, которые обладают формой. При удалении окно становится источником света меньшего размера, обеспечивающим меньшие по размеру и более яркие блики:

Освещение в фуд-фотографии - фото

Кроп первой фотографии, полученной при свете непосредственно у окна:

Освещение в фуд-фотографии - фото

Кроп второй фотографии, полученной при удаленном свете от окна. Листья кажутся объемными за счет бликов, повысивших их контраст:

Освещение в фуд-фотографии - фото

Также обратите внимание, что колорит второй фотографии чуть более теплый. Это произошло потому, что на удалении от окна, оно перестает быть доминирующим источником света и сцена с блюдом ухватывает отражения (рефлексы) от всей кухни: от мебели, обоев, предметов интерьера (даже от самого фотографа, если он в цветной одежде). Они начинают выполнять роль вспомогательных источников света, окрашивающих тени, становятся своего рода естественными отражателями.

Выводы:

Располагая одним лишь окном, мы можем управлять контрастом сцены. Важно понимать, что изменяя расстояние от окна до сцены, мы меняем только размер источника света и уровень освещенности. В результате чего мы можем:

  • получать разную раскладку света и теней,
  • менять форму бликов, делая их либо более явными и выразительными, либо растушеванными,
  • менять колорит сцены, окрашивая ее рефлексами помещения.

2. Направление света

У кинооператоров существует традиция выделять 12 направлений света только по горизонтальной плоскости. Мы остановимся на трех направлениях. Для нас это пока более чем достаточно. Главное помнить, что в любой ситуации, снимать лучше против света, либо так, чтобы свет падал на блюдо сбоку от оси объектива. Таким образом, вы всегда сохраните крупную и мелкую фактуру, чего вам не удастся, если вы будете снимать, находясь между окном и блюдом.

Фронтальный свет хорош при модной съемке – он устраняет недостатки на коже моделей, делает ее гладкой. Однако съемка еды не тот случай, когда этот свет допустим. Я предлагаю вам убедится в этом на следующих примерах.

На этой фотографии блюдо освещено окном, находящимся за фотоаппаратом. Свет в данном случае почти фронтальный, такой же, какой даст встроенная в фотоаппарат вспышка (это еще называют “вспышка в лоб”). Откуда идет свет, можно понять по тени от вилки. Она падает от наблюдателя в сторону тарелки. К чему приводит такой свет хорошо видно: паста плоская, лишенная объема, да и вообще, согласитесь, выглядит она невкусно. Еще хуже смотрится оливковое масло – оно стало темным. На бутылке появился некрасивый блик, отражающий окно:

Освещение в фуд-фотографии - фото

Увеличенный фрагмент первой фотографии, на котором еще лучше стали видны все недостатки фронтального света:

Освещение в фуд-фотографии - фото

Боковой свет (сайдлайт) используется в том случае, когда нужно создать светлую фотографию, с ярким, легким настроением.

По теням от посуды и хлеба видно, что свет падает сбоку. Фотография в целом выглядит лучше, она яркая, на ней сохранен контраст, а следовательно и объем:

Освещение в фуд-фотографии - фото

Сайдлайт на крупном фрагменте:

Освещение в фуд-фотографии - фото

В некоторых случаях боковой свет – идеальное решение. Но именно для этой пасты, на мой взгляд, лучше подойдет задний свет (можно назвать его “бэклайт” или контровой).

Это второй пример из предыдущей части:

Освещение в фуд-фотографии - фото

И увеличенный фрагмент, на котором, как мне кажется, паста выглядит лучше всего:

Освещение в фуд-фотографии - фото

В заключение приведу фотографию того, как еще может проявлять себя задний свет.

При более низкой точке съемки, все контрасты становятся еще более выраженными:

Освещение в фуд-фотографии - фото

Заканчивая статью, хочу добавить, для того чтобы почувствовать свет, важно всегда обращать внимание на малейшие его изменения и фиксировать их в памяти. Смотрите куда падают тени, как ложатся блики, насколько приятно в целом выглядит блюдо, освещенное тем или иным светом. Только тогда вы сможете использовать свет любым способом для выявления всех достоинств блюда и сокрытия всех его недостатков, если таковые будут допущены.

Если вы заинтересованы в услугах фотографа, вы можете связаться с Денисом Карпенковым на его официальном сайте, чтобы обсудить возможность сотрудничества.

А если вы хотите стать постоянным автором arborio.ru, написать гостевую статью или наладить партнерские отношения с сайтом, свяжитесь со мной.

5535564

Центр «Бастет» поможет справиться с черной полосой в жизни

bastetpsy.ru

Комментарии
1 Иринка 24 November 2015Ответить

Боже,Алексей,как я обожаю Ваши статьи и фотографии!!!Так все подробно рассказать со знанием дела…..Дорогого стоит!Для меня это как творчество,я наслаждаюсь этим и получаю колоссальное удовольствие…….:))Класс!!!Спасибо!!!

2 Алексей Онегин 24 November 2015Ответить

Спасибо за комментарий, но в данном случае все слова благодарности следует адресовать не мне, а Денису, который так подробно поделился своими секретами.

3 Asta 24 November 2015Ответить

Огроменное спасибо за работу Денису и вам! Очень нужная статья, с ясными примерами.

4 Алексей Онегин 24 November 2015Ответить

Спасибо!

5 Денис Карпенков 27 November 2015Ответить

Спасибо всем, кому статья оказалось полезной!