Если бы моя аудитория состояла из жителей Великобритании, мне бы не пришлось представлять Найджела Слейтера. Кулинарный писатель, журналист, телеведущий и уже во вторую очередь шеф-повар известен каждому британцу, хотя за пределами своей страны он не так знаменит, как Джейми Оливер или Гордон Рамзи. Но чем экранизация мемуаров Слейтера — не повод познакомиться с ним поближе?..
10 ПРОСТЫХ РЕЦЕПТОВ ДЛЯ УЖИНОВ ЗА 15 МИНУТ Подпишись прямо сейчас, чтобы СКАЧАТЬ книгу быстрых рецептов! |
Тост (Toast)
Драма
Великобритания, 2010
Режиссер — С.Дж. Кларксон
В ролях — Фредди Хаймор, Хелена Бонем Картер, Кен Стотт, Виктория Хэмилтон, Оскар Кеннеди и другие
Детство Найджела Слейтера (Оскар Кеннеди) нельзя назвать счастливым: не слишком добродушный отец и любящая, но совершенно не умеющая готовить мать не балуют мальчика, который большую часть своего времени проводит в одиночестве. Вдобавок к этому мать Найджела (Виктория Хэмилтон) больна астмой, и хотя его отец (Кен Скотт) старается поправить ее здоровье, оно стремительно ухудшается. В конце концов мать умирает, и девятилетний Найджел остается наедине с отцом, суровым и немолодым мужчиной, который не очень-то стремится общаться с сыном. Вдобавок к этому отец готовит еще хуже, чем мать — та хотя бы умела сделать тост или разогреть консервы, а все, как известно, познается в сравнении.
Появление в доме новой уборщицы, миссис Поттер (Хелена Бонем Картер), только усугубляет ситуацию. Найджел сразу понимает, что не слишком образованная, но хваткая дамочка метит на вакантное место, и наивно пытается отвадить ее от отца. Тщетно: сначала миссис Поттер начинает штопать отцу носки, потом печь пироги, за этим следуют совместные выходы в свет и, наконец, переезд в глушь, где отец женится на своей бывшей уборщице. То, что миссис Поттер великолепно готовит, Найджела не утешает, а вовсе даже наоборот: усвоив уже в своем юном возрасте тезис о том, что путь к сердцу мужчины лежит через его желудок, мальчик понимает, что шансы отвоевать отца у его новой жены стремительно тают.
Тем не менее, повзрослевший Найджел (Фредди Хаймор) не опускает рук, понимая, что если путь к сердцу все-таки существует, по нему может пройти любой. Мало-помалу он начинает готовить, все лучше и лучше, и вот уже миссис Поттер чувствует, что дело запахло жареным: юнец покушается на ее вотчину и пытается привлечь внимание отца своей выпечкой и даже лимонной меренгой, рецепт которой новая жена мистера Слейтера хранила, как зеницу ока. Противостояние переходит в открытую фазу, но Найджела уже не остановить: он понимает, что обрел свое предназначение, и может сам определять путь, по которому пойдет дальше.
Посмотреть «Тост» тоже посоветовали мне вы — как и великолепный «Я не этого ожидал», как и омерзительный «Отель «Сплендид». Я сел смотреть «Тост» в том числе с намерением определить, стоит ли в принципе ждать чего-то хорошего от британского кино «около еды», и мой вердикт — нет, не стоит. «Тост» — кино не настолько провальное, как «Сплендид», но это едва ли можно считать успехом.
Фильмы, снятые по книгам — а «Тост» это экранизация одноименных мемуаров Найджела Слейтера, которые были опубликованы в 2004 году, — часто критикуют за неуважительное отношение к первоисточнику. Я его не читал, но с байопиками, как называют биографические фильмы, есть еще одна сложность: у их создателей в большинстве случаев нет других вариантов, кроме как пожертвовать реализмом в пользу зрелищности. Вспомнить хотя бы один из недавних примеров, наш «Легенда № 17»: после его выхода многие тут же начали голосить, что, мол, «все было не так», но нетрудно догадаться, как отразилось бы на сборах фильма скрупулезное следование исторической правде…
Что же до «Тоста», то биография Слейтера, похоже, умудрилась пройтись по обоим граблям сразу. Зрелищностью в фильме в любом случае не пахнет — то ли потому, что первоисточник был настолько уныл, что от перестановки мест слагаемых в сумме остался все равно ноль, то ли режиссер, С.Дж. Кларксон, которая больше известна своими сериалами, в рамках полуторачасового кино чувствовала себя не в своей тарелке. С мотивацией героев тоже не все в порядке — скажем, противостояние Найджела и миссис Поттер, которое, на минуточку, является ключевым конфликтом фильма, выглядит высосанным из пальца. Понятно, что девятилетнему мальчику сложно принять новую жену своего отца, но в данном случае поведение Найджела — и особенно повзрослевшего Найджела — кажется форменным свинством по отношению к женщине, которая не стремилась симулировать любовь к нему, но при этом окружала своей заботой и не сделала ему ничего дурного.
К актерской игре, кстати, у меня претензий нет никаких — ни вообще, ни применительно к великолепной Хелене Бонем Картер, которая образ простоватой уборщицы воплощает на экране шедеврально: проблема, очевидно, не в актерах, а в сценарии и режиссуре.
Сцена поцелуя двух юнош (есть там и такое) ближе к финалу тоже высосана из пальца. Вставленная в фильм по принципу «просто чтобы было», она ничего не добавляет к мотивации и раскрытию характера главного героя. Кто-то скажет, что это пропаганда гомосексуализма, а как по мне — чистой воды гомофобия: во всяком случае, фильм построен так, словно симпатия к мужчинам проявилась у Найджела как результат его непростых отношений с отцом и мачехой, то есть, по сути, является следствием психической травмы.
Резюмируя сказанное, «Тост» — хороший фильм для того, чтобы смотреть его краем глаза, уткнувшись в экран телефона, что я, собственно, и делал. Возможно, будь на моем месте представительница прекрасного пола, страдания юного Слейтера сильнее завладели бы ее вниманием, но в том, что «Тост» привел бы ее в восторг, я все равно сомневаюсь. Фильмы у британцев получаются такими же пресными, как и еда.
Смотреть фильм Тост:
КНИГА В ПОДАРОК - только для новых подписчиков! Введите емейл и получите книгу с рецептами ужинов за 15 минут: быстро, просто и вкусно! |
Автор: Алексей Онегин
Кто это такой?..
Смотрела этот фильм несколько лет назад, когда все самое хорошее с кулинарным уклоном было уже пересмотрено. Схожие чувства вызвал фильм. Пересматривать желания не оставил. Бонем Картер скрасила время просмотра, и все.
Ну, значит, мне не показалось.
Ну, значит, мне этот фильм смотреть вообще незачем… Так как, мало того, что также считаю бОльшую часть английского кинематографа пресным и «малоаппетитным», так еще и никак не могу причислить Х.-Б. Картер даже к хорошим актрисам… Не говоря — к «великолепным». Мрачные роли в диких картинах Т.Бёртона — вот и вся она… Это, конечно, сугубо ИМХО. Я — терпеть не могу подобные фильмы (кстати, «Отель Сплендид» — из похожей серии) и таких актеров. Но есть же те, кому подобные «макабры» и прочие могильные темы по душе…
Могильные темы одна другой рознь. Я, например, фильмы ужасов люблю — хорошие, с оригинальным и нестандартным сюжетом, страшные. А вот пакость всякую типа Сплендида не люблю.
Мне как раз могильные темы не по душе. Бонем Картер произвела хорошее впечатление в «Король говорит»и «Крылья голубки», в Тосте была та же надежда.)