Фотосъемка еды, хотя и не имея прямого отношения к кулинарии, тесно с ней взаимосвязана. Еду сейчас снимают многие — для блога, для соцсетей или просто для себя, — и почти каждый хотел бы научиться делать это лучше. В интернете полно статей, посвященных азам фуд-фотографии, но все они, если честно, крутятся вокруг одних и тех же очевидных прописных истин (признаюсь, грешил этим и я, опубликовав в свое время статью 10 советов о том, как вкусно фотографировать еду).
Но эта статья — не такая. Ее автор Денис Карпенков, постоянно сотрудничающий с нашим сайтом, пишет о съемке еды на уровне профессионала и раскрывает такие нюансы фуд-фотографии, которые невозможно постичь, не занимаясь ей всерьез. Как выставлять свет и формировать композицию, как снять пошаговый рецепт с подробным техническим описанием каждого снимка — обо всем этом здесь, без лишней воды.
Что нужно для фуд-фотографии?
Нужно немного, особенно, если вы снимаете для себя и своего блога и не зависите от пожеланий заказчиков.
Первое и самое главное — это фотоаппарат, который может быть любым. Многие фуд-фотографы начинали с Айфона, а Дэвид Лофтус, который снимает для Джейми Оливера, иногда использует телефон для того, чтобы быстро оценить на его экране композицию кадра. Так что, выбирая, на что будем фотографировать: на телефон или на 80-мегапиксельный цифровой задник, прежде всего исходим из требований к качеству финальной картинки. Для большинства случаев подойдёт зеркальная камера среднего ценового сегмента. Она даёт вполне качественный результат, чтобы им можно было любоваться на любом экране, но главное, в отличие от телефона, она способна художественно размывать фон, о чем мы поговорим ниже.
Второе это — объектив, который формирует изображение на матрице. Для фуд-фотографии, как для относительно спокойного жанра, не требуется зум, лучше пользоваться объективами с фиксированным фокусным расстоянием. Они, как правило, обладают большей светосилой, их оптическая схема рассчитана лучше и они дают картинку с минимальными искажениями, резкую и яркую. Возможность макро съёмки — это хорошо, но может никогда не понадобиться. Так что, этот показатель не должен быть определяющим при выборе объектива.

Третье, и самое важное, это свет. Без красивого света не будет красивой фотографии. Если у вас дома есть большое окно, выходящее на север, у вас есть самый лучший свет для фуд-фотографии. Он мягкий, рассеянный и не яркий. Такой свет красиво выявляет фактуру еды, рисует глубокие, но не чёрные тени, показывает объём и форму каждого ингредиента. Если северного окна у вас нет, можно пользоваться любым другим, но только рано утром и в сумерках либо днем, в пасмурную погоду, когда свет максимально мягкий и прохладный. Вы также можете использовать искусственный свет внешней вспышки или галогенной лампы, но необходимо будет рассеять его. Вам хватит одного источника света и самого большого просветного лайт-диска (зонта, софтбокса, листа кальки) какой только вы сможете найти. Идея в том, чтобы расположить рассеивающий материал между светом и объектом вашей съёмки, тогда вы сможете передать на фотографии ощущение натурального света от окна.
Четвёртое, что вам нужно — это фон. Проще всего фотографировать на своём кухонном столе. В идеале он должен быть деревянным, не покрытым лаком. Если такого красивого стола нет, придется что-то придумывать. Главное требование к фону — чтобы он обладал красивой фактурой. Это могут быть старые доски, ржавый противень, красивая скатерть, керамическая плитка. Красивый фон — половина красивой фуд-фотографии. Смотрите, какие фоны используют такие мастера как Дэвид Лофтус, Хелен Дюжарден, Мэтт Армендариз. У них отличный вкус. Вдохновляйтесь их работами.
Съемка простого рецепта
Лучше всего информация усваивается, когда теорию сопровождают наглядные примеры.
Часто возникает необходимость поэтапно снять рецепт приготовления какого-либо блюда. Чтобы упростить задачу, нужно разбить весь процесс на несколько смысловых зон. Первым делом нужно снять ингредиенты. Потом сделать короткий репортаж о том, как ингредиенты нарезаются, варятся/жарятся и прочими способами готовятся. И в последнюю очередь сфотографировать готовое блюдо, обращая внимание в первую очередь на сочетания цветов, композицию и гармонию всех частей фотографии. Предлагаю посмотреть, как я на скорую руку фотографировал процесс приготовления омлета с шампиньонами и луком, используя при этом свет от окна и пару картонок, обтянутых фольгой для того, чтобы заполнять тени.
Ингредиенты лежат на темном деревянном фоне в ожидании своей участи. Источник света — большое окно на кухне, заклеенное широким листом кальки. Окно расположено прямо напротив камеры. Такой свет лучшим образом обрисовывает контуры всех объектов. Чтобы картинка не выглядела слишком мрачно, справа от доски с ингредиентами я расположил белый лист бумаги под таким углом, чтобы он отражал свет от окна и заполнял тени. Я сфотографировал ингредиенты под углом 25 и 90 градусов (два моих самых любимых углы для съемки) Угол в 25 позволяет хорошо рассмотреть продукты вблизи, в то время как угол в 90 — позволяет зрителю ощутить эффект присутствия и почувствовать себя на кухне, склоненным над столом и принимающим непосредственное участие в готовке.
f2.5, 1/200, iso 100 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

f4.5, 1/60, iso 200 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

Моем шампиньоны. Мне всегда нравилось, как выглядит фотография, на которой присутствует движение. Контраст статики и динамики оживляет снимок. Окно расположено справа, слева — картонка с фольгой подсвечивает теневую сторону грибов и струю воды, заставляя ее слегка светиться.
f1.8 1/60, iso 200 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

f1.8 1/60, iso 200 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

Режем лук и шампиньоны. Съемка ведется на том же столе и в тех же условиях, что и в случае с ингредиентами. Я добавил в кадр диагональные линии, представленные ножом и разделочной доской. Диагонали — сильный композиционный прием. Они направляют взгляд и упрощают восприятие фотографии.
f2.0 1/250, iso 200 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

f2.0 1/250, iso 200 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

f3.2 1/125, iso 200 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

f3.2 1/125, iso 200 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

Разбиваем яйцо, добавляем специи, перемешиваем. Здесь свет от окна, расположенный прямо напротив камеры, проявляет себя с самой лучшей стороны. Он выделяет яркими бликами яйцо, которое вытекает в миску и обрисовывает каждую крупинку прованских трав. На последней фотографии свет красиво играет на вилке, выделяя ее на фоне миски. Также стоит обратить внимание на пары перекликающихся цветов на двух последних фотографиях: белая соль-белая миска и желтое масло на сковороде-желтое яйцо в миске. Такие ритмичные сочетания помогают фотографии смотреться гармоничнее.
f3.2 1/100, iso 200 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

f2.5 1/160, iso 200 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

f2.8 1/160, iso 200 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

Когда масло зашипит на сковороде, мы выливаем яйцо и начинаем готовить омлет. В данном случае свет идет сзади и чуть сбоку. Картонка с фольгой расположена слева. Хорошо прорисована фактура пузырящегося масла. Омлет выглядит объемно благодаря малой глубине резкости, которой мы обязаны широко открытой диафрагме.
f1.8 1/125, iso 200 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

f1.8 1/125, iso 200 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

f1.8 1/125, iso 200 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

Готовый омлет на тарелке. Свет сзади подчеркивает фактуру омлета, белая картонка справа подсвечивает тени и смягчает общий контраст снимка.
Синий в сочетании с желто-оранжевым образуют напряженную и взаимодополняющую цветовую гармонию. Зеленые вкрапления лука оживляют колорит и делают переход дополнительных цветов (синего и желто-оранжевого) мягким и последовательным.
Точка съемки под углом в 25 градусов позволяют увидеть начинку омлета.
f2.2 1/200, iso 200 (Canon EOS 20D, Sigma 35mm f 1.4)

Если вы заинтересованы в услугах фотографа, вы можете связаться с Денисом Карпенковым на его официальном сайте, чтобы обсудить возможность сотрудничества.
А если вы хотите стать постоянным автором www.arborio.ru, написать гостевую статью или наладить партнерские отношения с сайтом, свяжитесь со мной.
|   | Хотите готовить без рецептов - уверенно и легко? Книга секретных сочетаний откроет вам свободу придумывать блюда на ходу и знать, что всё получится. | 
Автор: Алексей Онегин
 
					Кто это такой?..
 
      