Возобновляем нашу рубрику «Разговоры на диване». Напоминаю, ее формат — дискуссионный клуб, обмен мнениями, поэтому можете быть уверены: ваш комментарий не останется без внимания. Так вышло, что до сих пор наши разговоры вертелись вокруг отношения к еде — взять хотя бы предыдущую тему, которая называлась Плач по витаминам. Сегодня эта традиция продолжится: поговорим о том, что, как мне кажется, идет из детства…
Иметь симпатии и антипатии вполне естественно, скорее, бить тревогу стоит, если кому-то нравятся абсолютно все, без каких-либо исключений: скорее всего, у этого человека не все дома. Отношение к еде — из той же оперы: кому-то подавай борща, да побольше, кто-то обожает морепродукты, а кто-то начинает скучать по сладкому, едва доев десерт. Однако если любовь (или ее отсутствие) к каким-то блюдам понятна и объяснима, взаимоотношения с отдельными продуктами складываются подчас парадоксально.
Нет-нет, но кто-нибудь проговаривается. Один не переносит даже вида зелени. Другой терпеть не может вареный лук. Третьему до омерзения противны морепродукты, или баранина, или сыр… Продолжать этот список можно до бесконечности, потому что эти проявления парадоксального отвращения к некоторым продуктам, как мне кажется, лежат в области психологии.

Нет ничего противного ни в зелени, ни в вареном луке, ни в баранине, ни в любом другом продукте, включая личинок шелкопряда: их едят миллионы человек, которым в голову не придет, что эта еда чем-то отличается от любой другой. Есть лишь психологические барьеры, некие установки в голове, которые заставляют вас содрогаться от отвращения, увидев в поданном вам блюде (сами-то вы себе такое, понятно, никогда не приготовите) ненавистный продукт.
Здесь, полагаю, многое, если не все, берет начало в детстве, когда у человека нет ни особой свободы выбора, ни способности ей разумно распорядиться. Почаще заставляйте ребенка есть суп, в котором плавают небрежно порезанные куски склизкого вареного лука, и он до конца жизни будет его сторониться. Не потому, что лук похож на сопли — он давно забыл, что так казалось ему в детстве — а потому, что подвижную детскую психику невозможно согнуть, не сломав на всю жизнь.
К счастью, я рассуждаю несколько отстраненно, поскольку сам этим синдромом практически не страдаю. В детстве я испытывал отвращение к красной икре, которую родители пытались подсунуть мне на каждом празднике, потому что достать ее было невероятно сложно, а все лучшее — детям. Кончилось все довольно плачевно, причем прямо за праздничным столом, после чего меня навсегда перестали пытать икрой. И что же? Пару лет спустя я сам попросил дать мне попробовать бутерброд с икрой, а попробовав, пожалел, что так долго ее сторонился. Наверное, мне повезло — в данном случае моя психика гнулась, гнулась, но так и не поломалась.
В результате я вырос практически всеядным. Разумеется, какие-то продукты нравятся мне меньше других — например, я не люблю укроп. Однако дело здесь не в каком-то невыразимом чувстве отвращения, а в том банальном факте, что вкус укропа я считаю чересчур своеобразным и интенсивным, к которому сложно подобрать гастрономическую пару, и точно не буду отказываться от блюда, если в него добавили укроп. Другой пример — фабричный майонез, пальмовое масло и другие продукты, которых я стараюсь избегать из соображений здоровья, однако это не значит, что меня немедленно вырвет, если мне скажут, что в съеденном мной пирожном было пальмовое масло.
Словом, все это — осознанные и оправданные ограничения. Я же говорю о других — не особо осознаваемых, зашитых, если выразиться по-обывательски, на уровне подкорки, проявлениях ненависти к еде.
И самый главный вопрос — можно ли считать их нормой?
Как вести себя с таким едоком, если вдруг выяснилось, что он не ест то, что вы для него приготовили?
И может ли вообще считаться полноценным членом общества человек, который не ест вареный лук, или ему надо лечиться?..
Может быть, я слегка утрирую, но постановка вопроса именно такая. И для того, чтобы сделать наш диалог по-настоящему интерактивным, я жду ваши реплики в комментариях.
Мое же мнение таково. Если вы по отношению к еде — условно говоря, потребитель, то есть вы ее в первую очередь едите, а если и готовите, то для себя, семьи, максимум — небольшого круга друзей и знакомых, ваше право на заскоки в пищевых привычках неотъемлемо. Это же не социально опасное поведение, это всего лишь маленькая особенность личности. Не хотите есть зелень, лук, устриц — не ешьте, и другим не готовьте, а если кому-то не нравится, пусть сами приготовят себе то, что им нравится.
Но если вы каким-то образом связаны с едой по роду занятий, будь то работа, общественная деятельность, хобби или что-то еще, вы тем самым переносите себя из группы потребителей в группу тех, кто формирует общественное мнение, и в этом случае у вас уже нет права на подобные аномалии. Можно ли быть футбольным комментатором, не видев ни одного матча сборной Германии?.. Можно ли учить детей математике, не переваривая синусы, квадратные корни и с подозрением относясь к умножению?.. Можно ли быть биржевым аналитиком, игнорируя любые новости с рынков Юго-Восточной Азии?.. Аналогии можно продолжать, но идея, думаю, понятна. Итак, если вы:
- шеф-повар,
- ресторанный обозреватель,
- кулинарный писатель,
- блогер или журналист, пишущий о еде,
и так далее — а список можно продолжать еще долго, — любая подобная причуда не позволит вам адекватно исполнять обязательства перед другими людьми, которые предполагает ваше занятие. Не можете побороть в себе патологическую неприязнь к вареному луку? Найдите себе другую работу, всего-то делов.
| Хотите готовить без рецептов - уверенно и легко? Книга секретных сочетаний откроет вам свободу придумывать блюда на ходу и знать, что всё получится. |
Автор: Алексей Онегин
Кто это такой?..