А.П. Чехов очень любил хорошо покушать (помимо этого он, как известно, был великим русским писателем). Это без труда можно заметить по его произведениям, в которых он с любовью и знанием дела описывает еду и едоков, умело помещая их в сатирический контекст. Сегодня, чтобы развлечься и отвлечься, предлагаю вам прочитать один из известнейших рассказов Чехова, сюжет которого крутится вокруг различных кушаний. Вы, конечно, его наверняка читали; так прочитайте же еще раз — эдакую прелесть освежить в памяти совсем не лишне.
10 ПРОСТЫХ РЕЦЕПТОВ ДЛЯ УЖИНОВ ЗА 15 МИНУТ Подпишись прямо сейчас, чтобы СКАЧАТЬ книгу быстрых рецептов! |
А.П. Чехов
Глупый француз
Клоун из цирка братьев Гинц, Генри Пуркуа, зашел в московский трактир Тестова позавтракать.
— Дайте мне консоме! — приказал он половому.
— Прикажете с пашотом или без пашота?
— Нет, с пашотом слишком сытно… Две-три гренки, пожалуй, дайте…
В ожидании, пока подадут консоме, Пуркуа занялся наблюдением. Первое, что бросилось ему в глаза, был какой-то полный благообразный господин, сидевший за соседним столом и приготовлявшийся есть блины.
«Как, однако, много подают в русских ресторанах! — подумал француз, глядя, как сосед поливает свои блины горячим маслом. — Пять блинов! Разве один человек может съесть так много теста?»
Сосед между тем помазал блины икрой, разрезал все их на половинки и проглотил скорее, чем в пять минут…
— Челаэк! — обернулся он к половому. — Подай еще порцию! Да что у вас за порции такие? Подай сразу штук десять или пятнадцать! Дай балыка.. семги, что ли?
«Странно… — подумал Пуркуа, рассматривая соседа. — Съел пять кусков теста и еще просит! Впрочем, такие феномены не составляют редкости… У меня у самого в Бретани был дядя Франсуа, который на пари съедал две тарелки супу и пять бараньих котлет… Говорят, что есть также болезни, когда много едят…»
Половой поставил перед соседом гору блинов и две тарелки с балыком и семгой. Благообразный господин выпил рюмку водки, закусил семгой и принялся за блины. К великому удивлению Пуркуа, ел он их спеша, едва разжевывая, как голодный…
«Очевидно, болен… — подумал француз. — И неужели он, чудак, воображает, что съест всю эту гору? Не съест и трех кусков, как желудок его будет уже полон, а ведь придется платить за всю гору!»
— Дай еще икры! — крикнул сосед, утирая салфеткой масляные губы. — Не забудь зеленого луку!
«Но… однако, уж половины горы нет! — ужаснулся клоун. — Боже мой, он и всю семгу съел? Это даже неестественно… Неужели человеческий желудок так растяжим? Не может быть! Как бы ни был растяжим желудок, но он не может растянуться за пределы живота… Будь этот господин у нас во Франции, его показывали бы за деньги… Боже, уже нет горы!»
— Подашь бутылку Нюи… — сказал сосед, принимая от полового икру и лук. — Только погрей сначала… Что еще? Пожалуй, дай еще порцию блинов… Поскорей только…
— Слушаю… А на после блинов что прикажете?
— Что-нибудь полегче… Закажи порцию селянки из осетрины по-русски и… и… Я подумаю, ступай!
«Может быть, это мне снится? — изумился клоун, откидываясь на спинку стула. — Этот человек хочет умереть! Нельзя безнаказанно съесть такую массу! Да, да, он хочет умереть. Это видно по его грустному лицу. И неужели прислуге не кажется подозрительным, что он так много ест? Не может быть!»
Пуркуа подозвал к себе полового, который служил у соседнего стола, и спросил шёпотом:
— Послушайте, зачем вы так много ему подаете?
— То есть, э… э… они требуют-с! Как же не подавать-с? — удивился половой.
— Странно, но ведь он таким образом может до вечера сидеть здесь и требовать! Если у вас у самих не хватает смелости отказывать ему, то доложите метрд’отелю, пригласите полицию!
Половой ухмыльнулся, пожал плечами и отошел.
«Дикари! — возмутился про себя француз. — Они еще рады, что за столом сидит сумасшедший, самоубийца, который может съесть на лишний рубль! Ничего, что умрет человек, была бы только выручка!»
— Порядки, нечего сказать! — проворчал сосед, обращаясь к французу. — Меня ужасно раздражают эти длинные антракты! От порции до порции изволь ждать полчаса! Этак и аппетит пропадет к чёрту, и опоздаешь… Сейчас три часа, а мне к пяти надо быть на юбилейном обеде.
— Pardon, monsieur, — побледнел Пуркуа, — ведь вы уж обедаете!
— Не-ет… Какой же это обед? Это завтрак… блины…
Тут соседу принесли селянку. Он налил себе полную тарелку, поперчил кайенским перцем и стал хлебать…
«Бедняга… — продолжал ужасаться француз. — Или он болен и не замечает своего опасного состояния, или же он делает всё это нарочно… с целью самоубийства… Боже мой, знай я, что наткнусь здесь на такую картину, то ни за что бы не пришел сюда! Мои нервы не выносят таких сцен!»
И француз с сожалением стал рассматривать лицо соседа, каждую минуту ожидая, что вот-вот начнутся с ним судороги, какие всегда бывали у дяди Франсуа после опасного пари…
«По-видимому, человек интеллигентный, молодой… полный сил… — думал он, глядя на соседа. — Быть может, приносит пользу своему отечеству… и весьма возможно, что имеет молодую жену, детей… Судя по одежде, он должен быть богат; доволен… но что же заставляет его решаться на такой шаг?.. И неужели он не мог избрать другого способа, чтобы умереть? Чёрт знает как дешево ценится жизнь! И как низок, бесчеловечен я, сидя здесь и не идя к нему на помощь! Быть может, его еще можно спасти!»
Пуркуа решительно встал из-за стола и подошел к соседу.
— Послушайте, monsieur, — обратился он к нему тихим, вкрадчивым голосом. — Я не имею чести быть знаком с вами, но, тем не менее, верьте, я друг ваш… Не могу ли я вам помочь чем-нибудь? Вспомните, вы еще молоды… у вас жена, дети…
— Я вас не понимаю! — замотал головой сосед, тараща на француза глаза.
— Ах, зачем скрытничать, monsieur? Ведь я отлично вижу! Вы так много едите, что… трудно не подозревать…
— Я много ем?! — удивился сосед. — Я?! Полноте… Как же мне не есть, если я с самого утра ничего не ел?
— Но вы ужасно много едите!
— Да ведь не вам платить! Что вы беспокоитесь? И вовсе я не много ем! Поглядите, ем, как все!
Пуркуа поглядел вокруг себя и ужаснулся. Половые, толкаясь и налетая друг на друга, носили целые горы блинов… За столами сидели люди и поедали горы блинов, семгу, икру… с таким же аппетитом и бесстрашием, как и благообразный господин.
«О, страна чудес! — думал Пуркуа, выходя из ресторана. — Не только климат, но даже желудки делают у них чудеса! О страна, чудная страна!»
КНИГА В ПОДАРОК - только для новых подписчиков! Введите емейл и получите книгу с рецептами ужинов за 15 минут: быстро, просто и вкусно! |
Автор: Алексей Онегин
Кто это такой?..
Ещё в тему рассказ: Степан Писахов «Как купчиха постничала». Найдёте в Яндексе.
Пришла с работы расстроенная… ((( А вот как прочитала, так куда-то все настроение плохое подевалось! Даже посмеялась!!! ))) Да уж… Любим мы поесть)))
Рассказ и смешной и грустный. Больше грустный, конечно. Привыкли наши люди есть не от голода, а от достатка, аппетита, компании, скуки и .. еще много чего((( Когда мне сказали, что объем человеческого желудка — ладони, сложенные «чашечкой» — удивилась сначала. У меня в семье было принято так: на каждый праздник стол ломится, выкатываешься, как Винни-Пух… А потом на себе испытала, как мало человеку надо для поддержания жизненных сил. Мне очень жалко полных людей. За их одышку, неуклюжую вперевалку походку. А как они в общественный транспорт входят… Худых не жалко почему-то. Помню, как ждала окончания обеих беременностей — живот большой, ног не видно, наклоняться, ногу поднимать на ступеньку, обуваться неудобно. А как люди так годами живут?!?! Вот тебе и культура питания… И ведь находят себе массу оправданий — гормоны, метаболизм, стрессы… На самом деле просто лень и отсутствие силы воли. Не зря француз дядьку жалел)))
А мне худых жалко…все мои худые знакомые болеют то тем, то сем — потому и худые. И слово худые идет от слова » худо», а мода на таких пошла только последние лет 15, да и то не везде.
Полагаю, вы ошибаетесь. Мода тут не при чем, речь о том, как должен выглядеть здоровый человек (хинт — нет, не худым, а гармонично сложенным, то есть без лишнего веса).
Простите, но кому должен человек?
Формулировка «здоровый человек должен выглядеть» в переводе с русского языка означает, что либо он выглядит так-то, либо он не здоровый.
Янина, я тоже придерживаюсь теории, что есть надо только если испытываешь чувство голода, а количество еды лучше заменить на качество — но следовать этому правилу или нет, по-моему, личное дело каждого. Мораль Чехова, к слову, заключается как раз в обратном — дядька чувствовал себя гораздо лучше, чем француз, который обходился одним консоме без пашота.
Забавно… А мне не показалось из текста, что француз чувствовал себя плохо. Сочувствовал дядьке и недоумевал — это да. А что морил себя голодом — страсть как хочется пашота, но ни-ни — не увидела такого :-)
Плохо французу, разумеется, было по другой причине.
Алексей,спасибо за сайт.Недавно ознакомился,скачал вашу первую книгу,хотелось бы получить еще 50 рецептов.Вы лучший
Вот те на! По всякому меня хвалили, но такого еще не было. :)
Я плакалъ ))))) Алексей, полу-в шутку, полу-всерьез скажу: Ваш блог надо прописывать людям с пониженным аппетитом. По крайней мере у меня всегда после его посещения усиливается аппетит, причем «художественный» — хочется поесть разнообразно и с чувством. По поводу описанной сцены: я сам сейчас ем намного меньше и разборчивее, чем раньше, и чувствую себя намного лучше, и работоспособность выше. Однако, мне кажется, что многие современные «научные» подходы типа «посмотрите на черные легкие курильщика», «10 г алкоголя убивают миллион нейронов» (цитирую примерно, на память) и т.п. являются спекулятивными и говорят скорее об ограниченности знаний. Замечу сразу, что сам не курю и не пью в плохом смысле этого слова и не поддерживаю пьянство и курение. Но когда людей «гоняют» за их любовь к алкоголю и курению даже при отсутствии вредных последствий — я категорически против этого. Проведу образную аналогию, например, с теорией раздельного питания. Представим себе человека, который подходит к рисующему художнику (сразу вспомнилась басня Пушкина про сапожника) и ужасается: «Как! Вы перемешали все краски! Зритель ничего не поймёт! Надо отдельно рисовать жёлтое и зелёное, круглое и квадратное, тёмное и светлое.» Смешно и глупо? А ведь большинство современных «популярных» теорий по своей сути так же смешны и глупы. Желудок (и другие органы) взрослого (!) человека должен быть не менее сложно устроен, чем, скажем, его ум. А мы хотим лишить тело человека интегралов и дифференциалов и оставить его с элементарной арифметикой. Это будет не жизнь, а существование. Прошу прощения за длинноту. :) Надо мне учиться лаконичности.
И правда стоит, а то столько написано, что не очень понятно, на что отвечать. На всякий случай соглашусь. :)
Алексей, спасибо за рассказ! Чехова перечитал сто раз, но этот рассказ вижу впервые.
но самый знаменитый рассказ Чехова на эту тему — «Сирена» Вот фильм по нему
http://rutube.ru/video/535521a21433b98ce3989caa8af543e4/
А вот текст: http://www.ilibrary.ru/text/1187/p.1/index.html
Очень рекомендую!
Да, «Сирену» я в той же рубрике выкладывал, но фильма не видел, так что пускай будет.
a kak perevodit’ pasciota na ital’janskom jazykie? Ne naschla v slovorie eto slovo?
Если вы про «пашот», то имеется в виду яйцо-пашот, oeuf poché.
Яйцо «пашот» — это яйцо всмятку, а рюмочка, в которую оно ставится, называется пашотница. Эта столовая посуда забыта напрочь, можно проверить в любом магазине…
Вы уверены? Сейчас яйцо-пашот — это другое, яйцо, сваренное в воде (или не воде) без скорлупы. Допускаю, что во времена Чехова это было не так, но та же википедия пишет — «Интересно, что термин пашотница используется для посуды в виде рюмки — для подачи яйца, приготовленного другим способом: в мешочек.»
Не буду спорить, но в 60-е годы моя семья дружила с семьёй дореволюционного воспитания, и у них были серербрянные или посеребрённые пашотницы — рюмочки. Я считал себя начитанным, но когда мне за завтраком предложили воспользоваться пашотницей (как раз для яйца в смятку или в мешочек), я не смог найти её на столе. Вот как-то врезалось в память…
Рюмочка называется пашотницей, но яйца в смятку пашотом не называлось никогда.
Но на сколько разнообразный завтрак! Все таки советские столовые убрали культуру еды из умов русских людей! Сейчас спроси у первого попавшегося что такое кайенский перец, сомневаюсь что ответят, а этот человек его использует как что то обыденное.
Использует — да, но значит ли это, что он смог бы ответить на вопрос, что такое кайенский перец?..
Ну это уже другой вопрос)
Не скажите, этот вопрос следует непосредственно из вашего комментария. :) Я уж молчу про то, что можно задать вопрос о различиях между кайенским перцем, молотым чили и острой паприкой. Не собираюсь превозносить советские столовые (столовая per se — ужасное явление, низводящее процесс питания до низменного, практически животного), но не она одна виновата в утрате культуры еды, и еще большой вопрос, на каком уровне она была в действительности.
Меня тоже можно во Франции за деньги показывать
Не будем забывать, что это юмористический рассказ, где применен эффект гиперболизации.
=))))) гениальный наш Антон Палыч