Рассказывать про достопримечательности Генуи можно долго, но в этом нет особого смысла. Она сама — достопримечательность, от и до. От узких проулков старого города до по-имперски широких проспектов, от набережной до громады собора Сан-Стефано, от вкуснейшей траттории на безымянном перекрестке до мерзкого ресторана, до отказа забитого местными, всей семьей увлеченно жующими пасту. Генуя — это город-находка для тех, кто способен заглянуть в его душу. Остальным же придется довольствоваться не самыми приятными впечатлениями — но обо всем по порядку.
Улочки в центре старой Генуи предстанут перед вами примерно такими:
Разобраться, где что, поначалу очень сложно — хитросплетений, вроде бы, никаких, однако это частая паутина практически не оставляет шансов на то, чтобы пройти ее насквозь и выйти именно там, где вы запланировали изначально. Здесь, в Генуе, можно до хрипа спорить, в какой стороне находится набережная. Мы и спорили (потом оказалось, что я был прав, но как раз в этом ничего удивительного нет).
Фотографии, к счастью, не передают главной детали генуэзского городского ландшафта — резкого и неприятного запаха, который доносится из всех тупиков и переулков.
В остальном Генуя хороша и красива. В принципе, в истории любой страны есть период, книгу о котором можно озаглавить «Как иметь всё, а потом потерять». В истории Генуи этот период тоже был: в XI-XIV веках Генуэзская республика, соперничать с которой могла только Венеция, контролировала большую часть торговли в Средиземноморье, а в зону ее влияния входили земли от Испании до Крыма.
Сейчас ничего этого уже нет, зато осколков былого величия хватает с избытком.
Этим, собственно, и хороша Генуя: достопримечательностей тут хватает на любой вкус и на любую эпоху.
Большей частью, конечно, в полуразрушенном состоянии, но это не мертвые развалины Рима, где единственным напоминанием о временах Империи являются горы безмолвных булыжников на римских холмах. Здесь, в Генуе, даже в домах-старичках идет обычная, размеренная жизнь.
Еще одно напоминание о том, что Генуя — живой город, мы получили, едва отправившись на прогулку. В тот день здесь проходил фестиваль бега, приуроченный к надвигавшейся Пасхе, а для того, чтобы бегуны не свернули с маршрута, повороты им указывали улыбчивые люди в средневековой одежде.
Уж на что я не бегун, но в таких декорациях, наверное, и сам бы пробежать не отказался, если бы была компания.
А вот это фото Генуи мне особенно нравится. Понятно, что так дома строили не от хорошей жизни — но смотрится очень живописно.
У меня появилось новое хобби: я коллекционирую фотографии стикеров, которые оставили фанаты «Зенита» в городах мира. В моей коллекции есть Рим, мыс Рока в Португалии, а теперь вот еще и Генуя.
Самый большой и самый красивый собор Генуи — полосатый Сан-Стефано. Таких соборов, где одна башня выглядит недостроенной, полно по всей Европе — и везде есть легенда о том, что деньги, выделенные на строительство, украли, и на вторую башню их уже не хватило.
В Европе праздник входа Господня в Иерусалим называют не Вербным воскресеньем, а Пальмовым — и мальчики да девочки здесь несут домой не вербочки, а стилизованные пальмы, которые продают прямо у собора.
В запутанности улиц Генуи, кстати, есть и своя прелесть. Идешь уже знакомым, вроде бы, маршрутом, незаметно для себя сворачиваешь не совсем туда, куда нужно — и натыкаешься на эдакую красоту:
На следующий день я снова встретил своих средневековых знакомцев. Уже никто никуда не бежал, но они продолжали что-то замышлять. Я так и не понял, что.
И в завершение — еще одна красота, на которую я наткнулся в Генуе: громадная, с метр в диаметре, колбаса. Не декорация, кстати, а вполне себе живая, действующая колбаса: сэндвичи с ней можно было попробовать прямо на месте.
Но мы предпочли другие сэндвичи — с вяленой колбасой и мягким сыром, которые и умяли, не отходя от кассы.
Алексей, благодарю за экскурсию.
Генуя — живая история.
На здоровье!