Как взять автомобиль напрокат

Если вы планируете путешествие в цивилизованную страну с хорошо развитой дорожной сетью, да еще такую, где посмотреть стоит не один город, а сразу все, взять напрокат автомобиль может быть очень даже полезной идеей, способной сэкономить вам кучу если не денег, то, по крайней мере, времени и нервов. Франция – как раз пример такой страны, но отнюдь не единственный – по большому счету, практически любая европейская страна заслуживает того, чтобы вы не только осмотрели пышный фасад – столицу, но и сунули нос в пыльные закоулки провинциальных городков. Провинция здесь и провинция там – как говорится, две большие разницы, и я искренне надеюсь, что дальнейшее чтение моих путевых заметок поможет вам в этом убедиться.


Прокатный Renault, на котором мы проехали всю Португалию с юга на север

Выбор прокатной компании

Что нужно сделать первым делом, если вы решили взять автомобиль напрокат? Перво-наперво, вам следует определиться, в какую компанию обращаться, ибо их великое множество. Если у вас нет конкретных предпочтений, можно действовать тремя путями. Самое простое – наберите в поисковике что-нибудь вроде “rent a car France”, и он тут же выдаст вам столько результатов, что останется только выбрать, исходя из наличия автомобилей и уровня цен. Второй вариант – обратиться к зубрам автопроката, каковыми в Европе считаются Avis, Hertz и другие компании. Возможно, это будет не самым экономичным путем, но репутация этих гигантов в какой-то степени гарантирует вам, что ваш отпуск не будет сорван из-за проблем с прокатом. Наконец, третий вариант для самых разборчивых и терпеливых – изучить форумы и советы в сети, и на их основании сделать свой выбор. Кстати, на чем бы вы ни остановились, в любом случае будет нелишним знать английский язык – так вы сможете договориться о своих условиях за пределами шаблона веб-сайта, не говоря уж о том, что конторы помельче вообще могут не иметь сайта на русском языке.

Привожу адреса сайтов нескольких прокатных контор, где вы можете сделать бронь на будущее или просто сравнить цены:

www.hertz.com
www.avis.com
www.autoeurope.com

Выбор автомобиля

Хорошо, с компанией вы определились, теперь следует выбрать сам автомобиль. Учтите, что при бронировании вам гарантируется только тип автомобиля, а не конкретная модель, несмотря на то, что ее название и описание могут быть указаны вполне однозначно. Что это значит? Если вам повезет и нужная вам модель будет в наличии – то ничего, в противном случае можно уточнить, что именно имеет для вас принципиальное значение. Скажем, если вы предпочитаете автоматическую коробку передач, и категорически не согласны брать машину с механической – укажите это при бронировании, чтобы избежать разборок на месте. Бывает и такое, что при отсутствии заказанного вами автомобиля вам могут сделать бесплатный апгрейд до более продвинутого варианта, но это слишком маловероятно, чтобы всерьез на это рассчитывать. Главное, на что следует обратить внимание при выборе – объем двигателя, вместимость салона и багажника, тип топлива, словом, все то, что имеет для вас значение. Пусть этот автомобиль будет вашим не несколько лет, а всего неделю – но эту неделю вам должно быть в нем удобно и комфортно, ведь вы арендуете его именно за этим?

Когда определились с выбором – смело заказывайте. Укажите, где будете брать машину и где хотели бы ее сдать (обычно у одной компании есть множество пунктов проката, и разрешается взять машину в одном, а сдать в другом), дополнительно опишите все ваши пожелания, если они у вас есть, и оплатите бронь. Чем дальше, тем реже прокатные конторы принимают в оплату наличные, а вот условия оплаты по карте не помешает уточнить до того, как деньги будут с писаны с вашего счета: иногда компании требуют, чтобы это была какая-то конкретная карта, либо необходимо иметь сразу две в целях безопасности.

Важные приготовления

Теперь перейдем к тому, что следует сделать еще на родине, до отъезда за границу. Ваши права (а мы исходим из того, что у вас есть водительские права, иначе зачем бы вам это читать?), несмотря на комментарии на французском языке и латинское написание фамилии и остальных данных, за границей условно недействительны. Причина в том, что по ним невозможно определить, каким видом транспорта вы имеет право управлять – наши категории отнюдь не универсальны, а их описание приводится только на русском языке. Я специально написал “условно недействительны” – может статься, вы получите машину в прокатной конторе без каких-либо проблем, а полицейские в пути вам так и не встретятся, тем не менее, лучше озаботиться вопросом и получить в ГИБДД права международного образца. Это недолго и не потребует особых затрат.


Большую часть по-настоящему захватывающих красот в этом мире можно увидеть, лишь передвигаясь на автомобиле – своем или прокатном

Итак, вы добрались до страны, по которой собираетесь путешествовать, и прибыли в пункт выдачи автомобилей – естественно, если вы прилетаете на самолете, то разумно получить машину прямо в аэропорту, а если на поезде, то на вокзале. Так вы убьете сразу двух зайцев – сэкономите на такси и разделаетесь со всеми заботами сразу по прибытию, не откладывая их в долгий ящик. В пункте проката вы должны предоставить необходимые документы – права, паспорт, банковскую карту – с которых снимут копии, а вам выдадут ключи и документы на автомобиль. Внимательно прочитайте договор, уточните важные моменты, вроде того, каким топливом нужно заправлять машину – знаю, я уже об этом говорил, но это очень важно, вы ведь не хотите оказаться в чужой стране со сломанным автомобилем в чистом поле, а потом еще и покрывать прокатчику все издержки?.. Вам укажут, на каком парковочном месте вы найдете своего нового четырехколесного друга – не поленитесь, осмотрите его со всех сторон, и если заметите какие-то царапины, вмятины, и прочие дефекты, возвращайтесь на стойку проката. Все повреждения автомобиля следует отметить при его получении, иначе при его сдаче по умолчанию будет считаться, что их нанесли вы.

Теперь вроде бы все, можно трогаться.

О правилах и парковке

Правила дорожного движения в Европе, в целом, схожи с нашими, но есть отдельные нюансы, вроде максимально допустимой скорости движения и круглосуточно включенного ближнего света, которые лучше уточнить. Вместе с тем, ПДД, принятые в цивилизованных странах, выгодно отличаются от наших необходимостью их исполнения. Не думаю, что вы будете осознанно их нарушать, но все же учтите – тамошние штрафы на порядки выше наших. Вместе с тем, без дела, как это сплошь и рядом бывает у нас, представители власти придираться не будут, что тоже приятно.

Парковки – особая тема. Если автолюбители Москвы или Санкт-Петербурга часто бросают свои машины где придется, невзирая на знаки, в Европе с этим строго. Большинство стоянок – платные, даже если это просто место возле тротуара. Правила оплаты везде свои – где-то нужно пользоваться парковочными часами, где-то следует оплатить стоянку и положить чек под стекло, кроме того, есть часы платной и бесплатной стоянки. Если не хотите разбираться во всех этих тонкостях, можно просто воспользоваться одной из крупных парковок, каких много в торговых центрах или специально отведенных для этого местах по всему городу. Еще один источник дополнительных трат – заправка. Когда перед вами впервые встанет эта необходимость (а выдается автомобиль обычно с полным баком), вы столкнетесь с очевидным фактом: за границей – не везде, разумеется, но в Европе точно – бензин стоит раза в два дороже, чем у нас. С этим ничего не поделаешь, могу лишь посоветовать придерживаться экономичного стиля езды и не замахиваться при выборе автомобиля на многолитражных монстров.

Платные дороги

Дороги, как правило, за границей лучше наших, что было подмечено еще налево и направо цитируемым Гоголем и с тех пор не слишком изменилось. При этом во многих странах существует развитая сеть платных скоростных автодорог. Выглядит это примерно так же, как и платная стоянка – при въезде на такую дорогу вы берете специальную квитанцию, а при выезде оплачиваете сумму по тарифу. Тариф везде разный, к тому же окончательная сумма напрямую зависит от проделанного вами пути – путешествуя по Франции, мне приходилось выкладывать от 1 до 15 евро в зависимости от использованного участка платной дороги. Что вы получите за эти деньги? Прежде всего, сэкономленное время. Двигаясь со скоростью, к примеру, 130 километров в час (а на платной трассе может быть разрешено и такое), вы попадете в нужный вам город гораздо раньше, чем по обычной трассе, даже если она и короче. Платная трасса имеет качественное покрытие, минимум неудобных перекрестков, что так же способствует тому, что вы будете ехать, а не стоять. С другой стороны, если вы хотите посмотреть что-то интересное, обычные автодороги подойдут вам больше. Здесь, разумеется, ограничение скорости посерьезнее, и количество столь любимых в Европе кольцевых перекрестков (кстати, в отличие от России, за границей следует уступать дорогу тому, кто уже едет по кольцу, а не тому, кто только собирается на него выехать) порой зашкаливает – но вы ведь в отпуске и никуда особо не торопитесь?..

О навигации

Возникает закономерный вопрос – как во всем этом ориентироваться. Обычная карта или атлас автодорог – штука полезная, но со времен Меркатора наука шагнула далеко вперед. Спутниковые GPS-навигаторы удобнее обычной карты во всех отношениях – вам достаточно ввести пункт назначения, а дальше можно послушно крутить руль, не забывая, впрочем, смотреть на знаки и на других участников движения. Для того, чтобы обзавестись такой игрушкой, есть два пути: купить еще дома, или взять на прокат одновременно с автомобилем. Второй вариант дешевле, но так только кажется. Во-первых, на прокатном навигаторе, скорее всего, не будет русского языка, во-вторых, стоимость проката не намного меньше стоимости нового навигатора, так что если вы собираетесь использовать его больше одного раза, продумайте все заранее. Обширные отзывы о различных моделях GPS-навигаторов можно найти в интернете, а к цене этого устройства не забудьте прибавить цене карты Европы или того региона, куда вы собираетесь ехать.

Волнующий момент прощания с автомобилем, который вы взяли в прокате, тоже полон немаловажных нюансов. Во-первых, залейте полный бак непосредственно перед тем, как сдавать автомобиль, иначе вам придется заплатить за топливо, и притом существенно больше, чем на заправке. Во-вторых, изучите все документы, которые выдаст вам сотрудник проката в обмен на ключи, и сохраните их – если потом вдруг вскроются какие-то проблемы, они вам очень пригодятся. Если в пути у вас произошла какая-то поломка или авария – действуйте в строгом соответствии с инструкциями прокатчика, а при сдаче автомобиля убедитесь, что ваши действия правильно отражены в приемных документах.

Впрочем, я искренне надеюсь, что мой последний совет вам не понадобится, и желаю приятных путешествий по заграничным дорогам.


Комментарии
1 Макс Травиан 25 December 2009Ответить

Товарищ мой жил и работал полгода в Ирландии. Там с машиной напрокат вообще никаких проблем. Например, он брал обычно Опель Корсу. В пересчете на российские деньги – что-то около 1000-1200 рублей за сутки. Относительно недорого.

2 Алексей Онегин 25 December 2009Ответить

Макс, а где с этим есть проблемы?..

3 Svet 25 July 2014Ответить

А страховку для автомобиля какую нужно брать? Обязательно ли брать полную?

4 Алексей Онегин 25 July 2014Ответить

Для того, чтобы арендовать машину, по умолчанию нужна базовая страховка, типа нашей ОСАГО – вам ее посчитают при бронировании. В остальном практика может различаться в разных странах и у разных дилеров – например, стоимость страховки может вырасти, если у вас будет несколько водителей, или при других условиях. Но это в любом случае те расходы, которые вам сообщат во время бронирования. А вот расширенная страховка будет дороже, но покроет больший спектр страховых случаев. Брать ее или нет – решать вам. Я обычно не беру.

5 Мария 31 July 2014Ответить

Маленькая поправка: лучше использовать не autoeurope.com, а autoeurope.ru, так как можно позвонить русским сотрудникам, если что. Кроме того, только предложения с .ru именно для граждан России. Бронируя на .com (часто из-за более выгодной цены) вы рискуете не получить машину, показав ваш российский паспорт!

6 Алексей Онегин 31 July 2014Ответить

Поправка принимается! Я, правда, с невыдачей машины по паспорту не сталкивался, и даже о таком не слышал (там вообще паспорт не нужен, нужны права), но для кого-то возможность пообщаться с русскоговорящими сотрудниками, наверное, будет полезна.

7 Мария 31 July 2014Ответить

Конечно такое бывает крайне редко. Но на самом деле совершенно одинаковые предложения (те же координаты, даты, машина) могут сильно отличаться по цене и это не просто так и связано именно с тем, для граждан какой страны, это предложение действительно.

8 Алексей Онегин 31 July 2014Ответить

Я сейчас специально зашел на autoeurope.com и попробовал сделать бронирование. При этом обязательно нужно ввести страну проживания – и Russia присутствует в списке, так что никаких проблем с бронированием для россиян я не вижу. А если кто-то при бронировании укажет некорректную информацию в надежде получить более дешевое предложение, тот сам себе злобный буратина.

PS: Чтобы ответить на комментарий, не создавая новой ветки, нужно нажать “Ответить” рядом с именем комментатора.

9 Roman 12 May 2015Ответить

Если брать авто на прокат в Испании или в Италии, то дешевле, чем в goldcar.es/it вы не найдете. По сравнению с Герцом и Ависом цены раза в два, а то и в три дешевле.