Чайная церемония – Санкт-Петербург.

Назвать себя большим любителем чая я не могу. Нет, в отсутствие форс-мажоров я пью его каждый день (что уже чаще, чем пиво и вино, вместе взятые), но любителем, или, тем паче, специалистом себя не считаю. А тут, стало быть, чайная церемония, на которой я не был ни разу, хотя желание периодически возникало. И эту церемонию презентовали нам друзья на Новый год. Как и положено в таких случаях, запрягали мы полгода, но дальше откладывать было нельзя, и жарким июльским вечером было принято радикальное решение испить горячего чаю.

Чайная церемония - Санкт-Петербург. фото

Чайная церемония – штука неторопливая, так что вы успеете расслабиться и настроиться на необходимый лад, особенно если антураж этому способствует.

Чайная церемония - Санкт-Петербург. фото

Для церемонии используется целый арсенал хитрых деревянных палочек и более сложных устройств, хотя большинство из них увидеть в деле не довелось. Но атмосферно.

Чайная церемония - Санкт-Петербург. фото

Сама же церемония начинается с выбора чая – мы в итоге остановились на белом чае под названием Бай Хао Инь Чжэнь, что переводится как “Серебряные иглы с белым ворсом” – а также со знакомства с ним. Знакомство это заключается в том, что чай сперва нужно внимательно рассмотреть, наслаждаясь его внешним видом, а затем, согрев его дыханием, вдохнуть аромат. Если вы правильно настроились и успели ощутить атмосферу чайной церемонии (см. выше), то сумеете получить утонченное удовольствие, даже не предполагая за собой такой склонности.

Чайная церемония - Санкт-Петербург. фото

По правилам чай заваривается водой определенной температуры (для каждого сорта чая – разной), а не кипятком, и сперва положено прогреть чайник, а уж затем приступать непосредственно к завариванию чая, которое длится буквально полминуты, после чего чай сливается в отдельный сосуд, откуда уже разливается по чашкам. Чашки совсем маленькие, но пить из них можно до тех пор, пока есть желание – мастер чайной церемонии по совместительству радушный хозяин, и будет подливать до тех пор, пока гость не запросит пощады. В роли белого флага в чайной церемонии выступает перевернутая чашка, которая означает – “Сатурну больше не наливать” (с).

Чайная церемония - Санкт-Петербург. фото

По науке чайник подбирается по количеству гостей: много гостей – большой чайник, двое – такой вот малыш, в который помещается едва ли стандартный стакан воды. Чайник заливается водой до самой кромки, после чего накрывается крышкой, и лишняя вода вольготно выливается на деревянную решетку чайного столика. Все эти нюансы мастер пояснял, не переставая колдовать над чаем.

Чайная церемония - Санкт-Петербург. фото

Вообще говоря, человеческий фактор в этом деле оказался определяющим: именно диалог с мастером, который, кажется, знал о чае все, и не стеснялся делиться, запомнился больше всего. Существует множество суб- и просто культур, которые очень интересны, но которым по ряду факторов не будешь посвящать свою жизнь. Остается лишь ненадолго в них заглянуть – и в этом случае не обойтись без грамотного проводника, который доходчиво объяснит, что к чему.

Напившись чаю, я испытал вдохновение и прилив творческих сил, которые привели меня к неожиданному, но, как мне кажется, не лишенному оснований выводу. В завершение своего рассказа я поделюсь с вами явленным мне откровением. Обязательно дочитайте до конца, там самая суть.

Чайная церемония - Санкт-Петербург. фото

Чай, также, как и кофе, вино, пиво, сингл-молты и другие напитки, можно употреблять по-разному: кто-то просто пьет, а кто-то копает глубже, разбираясь в истории вопроса, тончайших нюансах, которые влияют на вкус, общается с единомышленниками и так далее. В итоге вокруг чая или тех же кофе, вина и далее по тексту, сформировались огромные пласты культуры, на изучение каждого из которых не хватит и жизни.

Но вот что интересно: все эти напитки объединяет одно. Нет субкультуры апельсиновых соков, нет субкультуры минеральных вод, хотя уж тут-то, казалось бы, почва не менее благодатная. Догадываетесь, к чему я клоню? Правильно – чай, кофе, вино, пиво, сингл-молты и прочие стержневые для своей культуры явления роднит то, что они содержат изменяющие сознание, они же психоактивные, вещества. К таким веществам, как известно, вырабатывается зависимость – и получается, что выражается она не только в том, что у пациента возникает желание их употреблять, но и в том, что появляется потребность изучать, читать и обсуждать, замещая или дополняя таким образом непосредственное употребление когнитивным.

“Далеко простирает химия руки свои в дела человеческие” – говаривал, бывало, Ломоносов, и был не так уж неправ. Осознавать то, что ты всего лишь реторта, в которой не прекращаются химические реакции, определяющие твои мысли, желания и устремления – не то, чтобы больно и обидно, но как-то не вяжется с высоким званием венца творения. Спасает одно – озарение, возникшее под влиянием психоактивных веществ (в данном случае – белого чая), не обязательно несет в себе истину. Возможно, никакой зависимости нет, а есть лишь желание радовать себя вкусными напитками и общаться с интересными людьми.

Чайная церемония - Санкт-Петербург. фото

А может быть, это говорит чай, завладевший моим мозгом. Кто знает?..

5545564

Комментарии
1 migik 7 July 2011Ответить

это не чай говорит в твоём мозгу,это действительно то о чём ты сказал выше,ведь мы Русские,тоже когда то знали немало чаёв,и мне например тоже пришлось отказатся от магазинных чаёв,потому как здоровье настолько пошатнулось от мазазина что дальше уже некуда было,организм не справлялся с тем количеством химии что нам предлогает магазин,теперь потихоньку оживаю,и только когда перешёл на так называемые местные чаи,я оценил мимо какой вкусной радости я раньше ежедневно проходил мимо,это действительно целая философия,а для китайцев и некоторых других стран это ещё и часть культуры

2 Елена 6 January 2012Ответить

Алексей, а где это было – поделитесь, пожалуйста! )

3 Алексей Онегин 6 January 2012Ответить

Это “Море чая” на Фонтанке.