Эта географическая точка в провинции Фламандский Брабант, что в самом сердце бельгийской Фландрии, на слуху у каждого любителя пива. Казалось бы, чем может зацепить городок с населением в 30 тысяч жителей и без достопримечательностей мирового масштаба, тем более в Бельгии, где таких городков хоть отбавляй?.. Но так уж получилось, что в этом случае локальная достопримечательность — одноименное аббатство — с успехом заменила мировую, поскольку именно в ее честь названа одна из самых знаменитых марок аббатского пива Grimbergen.
В аббатство мы заехали по пути из Гента в Брюссель, и с утра я успел недолго прогуляться по городу и поглазеть по сторонам. Было солнечно и грустно — все-таки Гент заслуживал гораздо большего внимания, чем удалось уделить ему в этот раз. Свои основные впечатления от Гента я уже изложил, а сейчас — еще пара карточек, запечатленных в этот приезд.
Прогулка по Генту была быстротечной, магазин с невероятным ассортиментом пива и джина, где я был в прошлый раз, с утра не работал, Vleeshuis (дословно — дом мяса, историческое здание гильдии мясников), где можно посмотреть на приготовление знаменитой гентской ветчины и узнать про традиции мясников Гента, пришлось, скрепя сердце, оставить до следующего визита. Удостоверившись мимоходом, что кафе, где мне как-то продали невкусный круассан, до сих пор работает и за прилавком стоит все та же улыбчивая старушка, я счел программу-минимум выполненной. Аббаты, как известно, ждать не любят.
Аббатство Гримберген.
И тем не менее, аббаты ждали — а дождавшись, настоятель провел экскурсию по аббатству, пустив нас даже в те места, где обедают и работают сами монахи, и куда обычным посетителям вход заказан. Аббатство очень древнее — оно было основано еще в 1128 году, и хотя нынешние постройки были возведены позже, дух древности чувствуется во всем.
In te Domine speravi — На тебя, Господи, уповаю — именно этот девиз высечен над гербом, украшающим стены аббатства.
Феникс, который изображен на каждой бутылке пива Grimbergen, был заимствован у аббатства: как объяснил настоятель, этот совсем не христианский символ был выбран символом аббатства потому, что оно много раз разрушалось, но постоянно возрождалось из пепла, подобно мифическому Фениксу.
Птица Феникс — символ монастыря, который стал логотипом и пива.
Повествование было долгим и весьма интересным, однако постепенно назревал вопрос: почему речь идет об аббатстве, и практически никогда о пиве, коль скоро именно оно прославило Гримберген во всем мире? Загадка разъяснилась весьма скоро. Как объяснил настоятель, «аббатское пиво» — это всего лишь банальная разводка, маркетинговый ход, сделанный не так давно в ответ на растущую популярность траппистского пива. В отличие от последнего, которое либо варят сами монахи-трапписты, либо оно производится под их полным надзором, аббатское пиво имеет мало общего с аббатами как таковыми.
Внутренности собора украшены резной деревянной скульптурой — весьма искусной.
В сущности, для того, чтобы пиво могло носить гордое звание аббатского, должны выполняться следующие нехитрые требования:
- Пиво должно носить название существующего или когда-то существовавшего аббатства;
- Часть средств, вырученных от реализации пива, должна передаваться аббатству;
Всё!
Ни о какой преемственности, участии монахов в пивоварении, следовании традиционным монастырским рецептам и тому подобной чепухе речь не идет. В результате аббатское пиво варится по не так давно придуманным, насквозь искусственным лекалам — примерно так же, как если бы один из наших пивоваренных гигантов выпустил «Пиво «Монастырское», разместив на контрэтикетке короткую байку о том, какое пиво испокон веку варилось в монастырях по всей Руси.
Место Силы — точка прямо под центральной частью купола.
Но пусть моя обвинительная речь не вводит вас в заблуждение: аббатское пиво, как и все бельгийское пиво вообще — продукт в основном высочайшего качества, и в его рядах тоже нередко встречаются подлинные бриллианты. Просто не стоит ставить знак «≈» между аббатским и траппистским пивом, только и всего.
Та самая птица Феникс — в виде витража.
После экскурсии по аббатству, завершившейся в небольшом музее пивоварения при монастыре (никаких особенно интересных экспонатов там не было, разве что удалось воочию лицезреть всю линейку Grimbergen, из которой у нас продают лишь пару сортов), наступила долгожданная развязка в виде обеда. Блюда подавались в компании со специально подобранным сортом пива — лучший, на мой взгляд, способ одновременно получить удовольствие от пива и оценить мастерство шеф-повара (ну а если вас всерьез интересует тема сочетания блюд и пива — вот статья, в конце которой есть ссылка на весьма интересную таблицу).
Шоколадный мусс в сопровождении Grimbergen Optimo Bruno — темного пива, которого у нас не купить.
Слегка подкопченный лосось замечательно гармонировал со светлым Grimbergen, фламандский карбонад (мясо, тушеное в темном пиве) — с темным, а на десерт подали шоколадный мусс с Grimbergen Optimo Bruno. Признаюсь, это самый удачный дуэт пива и десерта из тех, что мне доводилось пробовать: само по себе Optimo Bruno — грубое, с явным спиртовым привкусом, но шоколадная сладость удивительным образом скрадывает именно те оттенки вкуса, отсутствие которых идет этому пиву на пользу. Подход не для пуристов, разумеется — но как гастрономическое впечатление вполне себе интересно.
И еще один Феникс. Судя по виду — довольно старый.
Трапеза завершилась дискуссией о том, создано ли пиво Господом или Он дал человеку вдохновение, чтобы его создать. Точку в ней поставил признанный эксперт — местный монах, который постановил, что Богом создано все сущее, включая пиво. За это стоило немедленно выпить.
Я под кружкой пива тоже люблю поспорить о чём нибудь,спасибо за впечатление
Спасибо за увлекательный рассказ!
Спасибо за увлекательный рассказ!