Франция с севера на юг. Краски Прованса. Часть шестая.

(начало здесь)

Средневековые здания, постройки нового времени и памятники античности соседствуют в Ниме настолько буднично, что неподготовленного туриста это может ввергнуть в шок: выходишь из-за угла, а тут тебе арена посреди площади стоит, и машины вокруг нее ездят, как будто так и должно быть и римские амфитеатры на каждом углу стоят. А сама арена, конечно, впечатляет. До Колизея, конечно, не дотягивает — всего два яруса против тамошних четырех, и размеры куда менее внушительны, в результате вместимость арены значительно меньше, всего 25 тысяч зрителей, в то время как Колизей некогда вмещал до 87 тысяч. С другой стороны, сохранность арены в Ниме такова, что, в отличие от Колизея, лежащего в руинах, на глаз больше сотни-другой лет ей не дашь. Отчасти это соответствует действительности — реставрация амфитеатра, успевшего за свою долгую историю побывать и оборонительным укреплением, и жилищем для тех, кому было некуда податься, была проведена не так уж и давно, в XIX столетии. Сейчас арена — вполне себе действующая; здесь проводят различные шоу, часто с историческим уклоном, выступают рок-звезды, скажем, Metallica, давшая свой концерт на арене Нима в 2009 году. Не все знают, что коррида не является чисто испанским развлечением, и бои быков проходят и в Провансе — Ним, наряду с Арлем, является одним из центров проведения французской корриды, и устраивают ее именно на древнеримской арене.

Франция с севера на юг. Краски Прованса. Часть шестая. фото
Пон-дю-Гар.

Одним словом, это здание, красивое и величественное, словно вынырнувшее из древней легенды, совершенно не собирается уходить на покой и покрываться пылью под мерный бубнеж экскурсоводов. Когда никаких представлений на арене не проводится, туда все же пускают туристов, но с меня хватило и Папского дворца — в итоге внутрь мы не пошли, зато обошли арену вокруг, как следует рассмотрев ее со всех сторон. Что же до остальных достопримечательностей Нима, то мне, увы, пришлось довольствоваться видом из окна авто, но жалеть об этом не приходилось, поскольку на обратном пути в Авиньон нам предстояло сделать крюк и полюбоваться на Pont du Gard.

Франция с севера на юг. Краски Прованса. Часть шестая. фото
На парапете моста можно разглядеть надписи, нацарапанные тут несколько столетий назад.

Пон-дю-Гар переводится на русский язык как «Мост через реку Гар», но под этим не вызывающим никаких эмоций названием скрывается колоссальное сооружение — трехъярусный древнеримский акведук, построенный в I веке нашей эры. Предыстория его появления довольно обыденна. Древние римляне были большими приверженцами гигиены, считая чистоту насущной необходимостью, которая отличает гражданина от неотесанного варвара (и, надо сказать, не слишком в этом грешили против истины). Дошло до того, что древнеримские бани — термы — стали не просто помывочной, а центром общественной жизни города: люди общались, занимались спортом, любовались статуями и мозаиками, прогуливались по саду и даже читали, приходя в термы на целый день. Одним словом, несбыточная мечта владельцев современных торгово-развлекательных комплексов. Мыться любили все — от зажиточных горожан до простых римлян, не говоря уж об аристократах. Термы, наряду с прочими жизненно необходимыми для нормального функционирования города сооружениями, возводились в новых поселениях первым делом. Но вот беда: в Ниме не было воды в достаточном количестве. Зато вода была в городе Юзес, который тогдашние римляне называли Ucetia. И не беда, что два города разделяет 24 километра — патологическое стремление к гигиене сделало свое дело, и римляне начали строить акведук, длина которого из-за изгибов и особенностей ландшафта в итоге получилась аж вдвое больше. Воздадим должное древнеримским строителям и архитекторам — акведук, спроектированный без применения компьютеров, возведенный без современной техники и построенный без использования строительного раствора, незыблемо простоял две тысячи лет. Вода по нему доставлялась за счет силы тяжести, которую обеспечивал постоянный наклон акведука. Наклон Пон-дю-Гара составлял — вы только представьте, что за точность! — 34 сантиметра на 1 километр длины. Но все эти подробности узнаешь, копнув немного глубже, а ведь даже на первый взгляд Пон-дю-Гар производит неизгладимое впечатление, неудивительно, что он является одной из самых популярных достопримечательностей во всей Франции.

Франция с севера на юг. Краски Прованса. Часть шестая. фото
Прощальный взгляд на Пон-дю-Гар.

На стоянке, где нужно оставить автомобиль, так как дойти до акведука можно только пешком, машин всегда много. Немного поодаль находится павильон с сувенирными магазинами и забегаловками — да и как иначе, когда здесь каждый день туда-сюда снуют толпы непуганых туристов?! — но за сам факт осмотра Пон-дю-Гара денег пока не берут, что меня удивило и порадовало. До акведука нужно еще немного пройти, зато когда в разрыве между ветвей вдруг появятся очертания огромного трехъярусного моста, вас ждет неописуемое зрелище. Две парадоксальные и противоречащие друг другу мысли — о ничтожестве человека как песчинки в огромном мире, и о торжестве разума над материей и силами природы — неотступно буравили мой мозг все время, пока мы гуляли по акведуку.

А погулять там действительно можно — Пон-дю-Гар находится в центре природного заповедника, и помимо зрелища самого акведука можно насладиться свежим воздухом, видом прозрачных вод реки Гардон, сквозь которые видно, как играет рыба, окружающей зеленью и замком, что виднеется на горизонте, когда стоишь на мосту. Река, кстати, с древнеримских времен изрядно обмелела, но акведук использовался в качестве моста через нее на протяжении многих столетий. Сейчас по нему прохаживаются лишь туристы, благодаря чему он, надеюсь, простоит еще много веков, ибо такой памятник человеческому могуществу этого заслуживает. Если присмотреться к самому акведуку, можно разглядеть на нем надписи, оставленные как современниками Наполеона, так и древними римлянами. Я даже не знаю, что мне еще добавить, чтобы вы, оказавшись в Провансе, обязательно выделили время на поездку к Пон-дю-Гару; что же до моего личного мнения, то я считаю Пон-дю-Гар самой удивительной достопримечательностью Прованса из тех, что я успел увидеть за этот визит.

Возвращение в Авиньон вышло с небольшим оттенком грусти: предстояло попрощаться с нашим верным другом, пикардийцем Пежо, верой и правдой служившим нам все эти дни и ничем не подтвердившим устоявшееся в среде автомобилистов мнение о ненадежности французских машин. Сдав его в пункт проката и расписавшись, мы остались вдвоем, налегке. Прошли через вокзал, осмотрелись — завтра нам предстояло отправиться отсюда в Париж. От вокзала TGV до центра Авиньона, где находился наш отель, ходит автобус, расписание которого мы изучили, пока ехали обратно.

На этом наше долгое путешествие по Франции было завершено. Точка будет поставлена там же, откуда оно началось, в Париже. Круг замкнется, как и полагается во всех настоящих историях.

(продолжение здесь)

Комментарии
1 Irina Valentino 27 июня 2010Ответить

Добрый день, Алексей!
Бродя по паутине интернета, как-то случайно вышла на ваш сайт и …застряла!
Правы те, кто говорят, что талантливые люди талантливы во всем. И приготовить, и написать и изумить — все получается.

Удачи вам и вашим блогам!

2 Алексей Онегин 27 июня 2010Ответить

Спасибо, я стараюсь. :)

3 jon4god 7 июля 2010Ответить

Да… Шикарно написано. Вижу есть куда мне стремиться в слоге, в наблюдательности и в умении найти кадр. Жду Парижа!