Не так уж много городов могут похвастать тем, что один из их пригородов находится на острове. А Санкт-Петербург — может: до Кронштадта, расположенного на острове Котлин к западу от города, можно добраться по дамбе или водным путем, и хотя первый вариант удобнее, второй как нельзя лучше отвечает духу этого небольшого, но мятежного города. И вся островная жизнь тоже так или иначе связана с морем: крепость на острове Котлин, по задумке Петра I, была призвана защитить новую столицу Империи, и с самого начала стала базой создававшегося Балтийского флота.
В советское время Кронштадт был закрытым городом, но сейчас на здешних улицах полно туристов. Все это не мешает Кронштадту сохранять морской нордический дух, а его улицы полны провинциального очарования.
Места на острове всегда не хватает, и выйдя из парка, внезапно оказываешься на набережной и практически нос к носу сталкиваешься с кораблем 1-го ранга «Смольный»: буквально на днях он вернулся в родной порт, где не был целых два с половиной года.
Кругом каналы, набережные, маяки, а уж из корабельных орудий, как выразился младший, можно и вовсе суп варить: они тут повсюду, даже на этой фотографии — вон, слева дула из земли торчат. Тут и там стоят пушки — и старинные, и более современные, мальчишкам тут полнейшее раздолье.
А вот Петровский док. Хотя он и построен в 1752 году, спроектировал его лично Петр I: корабли заводили в док, закрывали шлюз, а воду сливали в овраг, выкопанный в глубине острова. Никаких насосов и машин, только ручной труд, только хардкор.
Идем дальше и выходим к Синему мосту (тезке своего петербургского собрата), что перекинут через Обводный канал (однофамилец которого проложен в Петербурге). Как и Ленинград, Кронштадт во время войны серьезно пострадал из-за блокады. Об этом напоминает памятный знак, установленный у Синего моста.
Верчу головой: неужели табличка — это все? Нет, на отвесной «стене» канала обнаруживается небольшой памятник — серебристая колюшка, выпрыгивающая из бурных волн. Мелкая и, натурально, колючая, промыслового значения колюшка не имеет, но в отсутствие другой еды рассуждать не приходилось, и эта рыбка стала настоящим спасением для многих людей.
А вот еще одна достопримечательность, на сей раз не локального, а всеобщего значения. Эта невзрачная линейка — кронштадтский футшток, а горизонтальная полоса в опоре моста указывает на уровень, принятый за нулевую отметку высоты в Балтийской системе высот. Эта система используется во всей России и ряде стран бывшего СССР, и когда говорят о высоте над уровнем моря, имеют в виду высоту над этой неброской отметкой, сделанной на устое Синего моста.
Однако двинемся дальше, к центральной площади Кронштадта, название которой, как и полагается, имеет явный морской уклон: Якорная. Здесь горит вечный огонь в память о тех, кто погиб во время восстания в Кронштадте в 1905 году (против буржуев), Кронштадтского мятежа в марте 1921 года (против большевиков), а также в Гражданской войне.
Здесь же стоит памятник адмиралу Макарову. Его фамилию вы наверняка слышали, но знаете ли вы, какого масштаба это фигура? Уроженец русского города Николаева, Степан Осипович Макаров был героем русско-турецкой войны, во время которой впервые в мире успешно применил торпедное оружие, исследователем и изобретателем, идеологом создания ледокольного флота, участником полярных экспедиций, руководителем обороны Порт-Артура, где и погиб, когда броненосец «Петропавловск» подорвался на японской мине. Глыба, человечище, обязательно поинтересуйтесь подробнее. Памятнику этому, кстати, ровно 100 лет: его открыл Николай II в 1913 году.
Но главной достопримечательностью всего Кронштадта является Морской собор святителя Николая Чудотворца. Построенный также в 1913 году, недавно он был отреставрирован, освящен и заново открыт как храм. О нем я расскажу в следующий раз…