В небольшом городе Руселаре на самом западе Фландрии находится пивоварня Роденбах. Ее название связано с семьей Роденбахов, сделавших немало для независимости Бельгии, а пиво, которое здесь производят, фламандский красный эль, является визитной карточкой этого региона. Как и многие другие истории, приключившиеся в Бельгии, эта кажется очень локальной, местечковой — так оно и было бы на самом деле, если бы пиво Роденбах не покорило мир.
Но обо всем по порядку.
Пивоварня находится на своем историческом месте, и хотя здесь постоянно вводятся новые производственные мощности и возводятся новые корпуса, старые здания продолжают оставаться на своем месте. Вот это, например — солодовня, сейчас она уже не используется, однако трогать ее никому и в голову не придет.
На территории пивоварни обнаруживаются арт-объекты непонятного смысла и назначения.
Аккуратные фламандские кирпичные постройки — свидетельство того, что когда-то эта пивоварня совсем не помышляла о мировом господстве. Громадные танки на заднем плане — веление времени. Блоггеры, шастающие по территории и фотографирующие все и вся — неизбежное следствие всемирной известности местного пива.
Святой Георгий, покровитель пивоварни.
На современной пивоварне без лаборатории — никуда. В лабораторию нас, правда, не пустили, но удалось сделать шпионский снимок.
Все оборудование пивоварни также выглядит — и является вполне современным.
Холодный металлический блеск хромированной стали — вот что такое пивоваренный хайтек наших дней.
Экскурсию вел лично главный пивовар, он и рассказал, как делается пиво Роденбах. Технология в целом пивная, более того, это пиво, как и фламандские красные эли вообще, состоит в родстве с английскими портерами, однако так запросто этого не скажешь. К примеру, бельгийцы практически не добавляют хмель, разве что для консервации, как в старые добрые времена, в результате чего в таком пиве абсолютно не чувствуется горечь.
Затем такое пиво бродит по технологии смешанного брожения — и верхового, и молочнокислого. После этого пиво выдерживают в дубовых бочках, а при розливе в бутылки смешивают винтажи разных лет для того, чтобы получить более сбалансированный, объемный вкус.
В результате получается фламандский красный эль — напиток, который по вкусу напоминает белое вино, по цвету — красное вино, но при этом является именно пивом. Если вы не пробовали такое пиво, значит, вы не можете даже представить, что это такое: кислый, немного похожий на квас, освежающий нектар, которого, кажется, можно выпить без счета.
Очень удобно: на стекле схематично изображено находящееся за ним историческое здание и подписано его назначение.
Примерно так и производится пиво Роденбах. Все просто и понятно, даже если вы не владеете фламандским.
А вот и святая святых: именно в этих огромных бочках зреет красный эль.
Закрывают их на славу: захочешь, да не откроешь.
Наш поначалу суровый гид, оказавшись в родной стихии, стал более откровенным и повел нас смотреть уникальную мастерскую.
Мастерскую по производству бочек: в отличие от многих других пивоварен, здесь их делают прямо на месте.
И как раз это производство наиболее старомодно: обычные инструменты.
Обычные доски.
Все, как сотню лет тому назад.
В те времена, когда этим заводом управляла династия Роденбахов.
А теперь можно и пиво попробовать.
Как уже сказано выше, вкус этого эля поначалу покажется вам абсолютно неожиданным, сколько себя не готовь. И совершенно не обязательно, что он вам понравится. Зато если уж понравится — то это на всю жизнь.