Каждый, кто хотя бы мельком видел карту Балтийского моря, знает, что от Хельсинки до Таллина — рукой подать. Добираться из одной столицы в другую сухопутным путем в голову придет разве что сумасшедшему — перспектива провести 12 часов в дороге, не считая двух границ, победит любую боязнь перелетов или морских путешествий. Выход? Паром Хельсинки-Таллин. И если перелеты традиционно и вполне оправданно считаются более затратным методом путешествий, то морское сообщение между Хельсинки и Таллином налажено давно и развивается очень активно.

Порт остается за кормой парома Хельсинки-Таллин…
Интерес российских туристов к обеим странам — огромный. Вызвано это целым рядом факторов, но Финляндия прочно удерживает верхние позиции в списке самых любимых россиянами стран (Эстония отстает, но ненамного), а наличие регулярного паромного сообщения позволяет посетить две страны за один визит — скажем, въехать через Финляндию, а вернуться через Эстонию, как мы и сделали в прошлый раз, преодолев Балтику на пароме, идущем из Хельсинки в Таллин. О том, какие паромы ходят между скандинавской и прибалтийской столицами, я и расскажу.
Итак, если вы решили пересечь Балтику, к вашим услугам сразу несколько ежедневных рейсов, расписание которых можно изучить на сайте крупнейшего паромного оператора северной Европы, компании Tallink Silja. Скоростные паромы Star или Superstar преодолевают расстояние, отделяющее Хельсинки от Таллина, за пару часов, более медлительной Silja Europa потребуется на это почти вдвое больше — 3,5 часа, поэтому я не рекомендую этот способ российским туристам, у которых и так не слишком много времени на отдых.

Вид Хельсинки с борта судна. Погода была довольно пасмурной.
Определившись со временем поездки, можно рассчитать свои расходы, зайдя в раздел бронирования билетов. Здесь вас ждет пять шагов, где вы будете уточнять данные своего заказа: стоимость доступных билетов на паром вам покажут сразу же после того, как вы определитесь с маршрутом, дальше последуют уточнения и заказ дополнительных услуг, которые также могут повлиять на стоимость. Если сомневаетесь, не бойтесь экспериментировать — до тех пор, пока вы не оплатили билеты, детали заказа можно поменять (но и брони у вас не будет, так что теоретически ваш билет может увести кто-то более расторопный). Ну как, разобрались с бронью? Теперь давайте узнаем, что же вас ждет на борту парома Хельсинки-Таллин.
Если вы путешествуете пешком, вам нужно приехать на терминал не позднее времени, указанного в билете, а на машине — приезжайте и вставайте в одну из очередей, ведущих на судно, вы можете пройти регистрацию, не выходя из машины, что очень удобно. Затем сотрудник терминала пропускает машины на специально отведенную для них палубу, с которой можно добраться наверх на лифте. Имейте в виду, что въезд автомобилей осуществляется через аппарель на корме, а выезжают они через аппарель на носу, так что тот, кто заехал раньше всех, уедет с парома тоже раньше.
На протяжении двух часов, которые нужно провести на борту парома Хельсинки-Таллин, вам будет предложено поесть, выпить, пройтись по магазинам, сыграть в автоматы — то есть потратить деньги. Не секрет, что если бы паромные операторы получали прибыль только за перевозку пассажиров, они бы едва сводили концы с концами — основная прибыль зарабатывается за счет сопутствующих услуг. На борту работает несколько баров, ресторанов и магазинов различного уровня, и везде есть очередь. Поскольку базовый билет дает право находиться на пароме без предоставления каюты, каждый пассажир должен где-то разместиться. Молодежь легкомысленно усаживается прямо на полу, большинство же остальных пассажиров занимает места в упомянутых барах — сиденья, расположенные в других помещениях, поистине наперечет. Расчет верен — коли занимаешь столик в баре или кафе, закажи себе что-нибудь, не сиди просто так.

…и вас встречает красавец-Таллин.
Из прочих развлечений есть — игровые автоматы (как покер с однорукими бандитами для взрослых, так и гонки-стрелялки для детей), детская комната и wi-fi интернет, на удивление бесплатный. Пользуясь этим, я вел прямой репортаж с парома при помощи твиттера — довольно забавно. Вечные и совершенно бесплатные ценности, вроде возможности выйти на свежий воздух, сфотографироваться и посмотреть, как бурлит вода за кормой, прилагаются.
В общем и целом, мои впечатления таковы: путешествие интересное, всегда найдется, чем занять время, но — малость дороговато, учитывая, сколько придется отдать за двухчасовую поездку. Впрочем, если вы и впрямь хотите рассмотреть обе страны за один раз, без парома из Хельсинки в Таллин (или наоборот) вам не обойтись. Отбросьте сомнения, которые могут тревожить вас в отношении морских путешествий — и в путь!