Кронштадт, как уже говорилось, город на все сто процентов морской. Вполне логично, что его главный собор посвящен Николаю Чудотворцу. Если заграничный Санта Клаус — это лишь добрый неуклюжий дед с мешком подарков, то у нас Никола Угодник всегда почитался как покровитель мореходов и других путешественников. Построенный сто лет назад, Морской собор вновь открыли как храм лишь в этом году, после основательной реставрации. Выглядит — закачаешься.
Сразу бросается в глаза, что своими очертаниями Морской собор напоминает не классические русские церкви, а, скорее, являет собой нечто византийское. Действительно, он построен по образцу храма Святой Софии в Константинополе, хотя и отличается от него.
На стенах храма — изображения святых. Петр и Павел:
Николай Мирликийский и Иоанн Кронштадтский:
Внутри храм поражает не меньше, чем снаружи. И первое, что бросается в глаза — запрет на фотосъемку. В такие моменты я испытываю лишь одно чувство: недоумение. Я могу понять запрет на съемку со вспышкой. Я могу понять запрет на съемку людей. Я могу понять запрет на съемку во время богослужения. И только безусловный запрет «Не снимать и точка!» я понять не могу категорически.
Над этим убранством трудилось множество талантливых людей, от архитекторов, строителей и художников, возводивших храм в начале прошлого века, до реставраторов, воссоздавших его обличье после запустения советских времен. Взгляните и скажите, безотносительно ваших религиозных взглядов — разве это не красиво? Разве это не заслуживает того, чтобы быть увековеченным?
При этом, несмотря на запрет, в храме снимали все, кому не лень, и на все, что было под рукой, от телефона до айпада, так что мне удалось обойтись без косых взглядов. И все же я в очередной раз задаю вопрос, который снова рискует остаться без ответа. Кому мешает фотосъемка церковных красот? Богу? Вере? Людям? Церкви?..
Морской собор с самого начала строился как памятник русским морякам, погибшим за все время освоения нашим народом морских просторов, начиная с 1697 года. Памятные плиты, висящие по всему периметру собора — подробная летопись войн, морских сражений и кораблекрушений. Офицеры перечислены поименно, нижние чины лаконично обозначены общим числом.
Сотни имен. Тысячи жизней, которые забрало море.
А сверху, под куполом — синева голубого неба и свечение позолоты.
Привет….респект и уважуха тебе за статью..сразу хочу ответить на твой вопрос о запрете фотографирования в храмах-дело в том что вспышка сама по себе а точнее излучение от неё портит слой красок..и хоть реатаврация в наше время достигла очень высокого уровня…всё таки сохранить слой труднее чем востановить хотя и сохранить сложнее сложного….потому и запрещают..я понимаю на сотик например и всё же лучше с разрешения настятеля храма…всего то стоит поговорить с батюшкой……и вся проблема…..с уважением
Привет, Иван! Я написал выше, что всячески поддерживаю запрет на фотографирование со вспышкой. Но запрет на вспышку и запрет на фотографию вообще — это принципиально разные вещи.
Интересно получается: батюшка благословил- значит снимать можно, нет- гуляй. То есть в принципе РПЦ не накладывает запрета на съёмку. Может речь о съёмке в момент службы? Тут да, тут нужно у конкретных людей бы спросить, можно ли их запечатлеть. А если службы нет? Мне кажется, речь об авторском праве: мол, купите лучше книгу о нашем храме. Кстати, во многих храмах фотосъёмка разрешается за пожертвование (несколько лукавое название оплаты, но всё же всё по чесноку, никто не зависит от левой пятки священнослужителя).
Сами священники очень часто при посещении храмов любят пощёлкаться на фоне алтаря или какой святыни.
А уж вспышка… Может она и портит живопись, не спорю, всегда её отключаю (тем более, что в больших храмах она скорее мешает), но учитывая утилитарное отношение к предметам культа самих служителей, это вообще вопрос десятый. До дыр икону зацеловать можно, сверху потом же заново замалюют- ещё лучше будет, свечами закоптить- пожалуйста. Хотя в последние годы всё же меняться стало отношение к святыням. Но помнится на музееведении нам давали перестроечную статистику: 80% вещей, возвращённых церкви в конце 80-х годов, было безвозвратно утрачено.
Думаю, РПЦ тут не при чем, все решается на уровне храма. За границей в пределах одной страны и даже одного города съемка в католических храмах может быть разрешена в одном и запрещена в другом. Но там такое редкость, а у нас сплошь и рядом.
Ну и разница между собственной фотографией и книгой, думаю, очевидна. Если брать деньги за фотосъемку — это будет намного честнее, чем пытаться втюхать книгу, которая будет потом годами пылиться на полке.
А, да! Спасибо за снимки. Как раз недели три назад довелось побывать в соборе: великолепная работа реставраторов!
Летом 2014 крестили в этом соборе сына Ивана. (мы из Москвы) Когда вошли, аж дух захватило от такой красоты! Спасибо за статью и фотографии, прочитала и вспомнила о незабываемом впечатлении.
Спасибо, что поделились, заодно и я перечитал свой пост и полюбовался. :)