Отзывы на Tripadvisor’е давно стали отдельным жанром. Прочитав некоторые из них, какое-то время боишься выходить на улицу, ведь эти люди ходят где-то среди нас. Но ответы на отзывы иногда бывают еще интереснее, на них можно учиться жизни. Клиент не понравился ресторан? Объясни ему, что он пришел уже в дурном настроении. Он долго ждал? Виноват дождь. Персонал показался невежливым? Да сам он грубиян!

Я заглянул в бар в городе Трогир, чтобы выпить пива и урвать немного интернета, открыл Tripadvisor — и с головой ушел в чтение. Местные рестораторы овладели искусством работы с негативными отзывами в совершенстве! И оно, надо сказать, приносит свои плоды — ведь ресторан, о котором идет речь, стабильно держатся в числе лучших в городе. Я настолько впечатлен, что решил перевести этот ответ на отзыв — совершенно реальный — для вас. Но сначала сам отзыв. Он довольно заурядный, поэтому можете просто пробежать его глазами, самое веселое — дальше, в сопровождении фотографий Трогира (потому что про города вы все равно не читаете, а Трогир очень красив).

Очень печальный опыт: чрезвычайно плохо и невежливое обслуживание
Хотя мы пришли на ужин, когда ресторан был почти пустым, закуски были поданы через 45 минут (и это были просто салаты). Основное блюдо, мясо на гриле, прибыло через 30 минут после закусок. Когда мы спросили, нет ли на кухне каких-то проблем, мэтр ответил очень невежливо. Кондиционер не работал, поэтому ожидание было невыносимым. Незабываемый опыт. Персонал вообще не извинился, когда мы уходили. Поужинать в ресторане Vanjaka было ошибкой.

А теперь — ответ ресторана. Читайте с выражением и наслаждайтесь.
Здравствуйте, мистер Мануэль, добро пожаловать в нашу семью. Здорово, когда новые люди начинают использовать Tripadvisor. Но знаете, что не здорово? Распространять неправду! Это вообще ни разу не круто. Все факты, которые вы описываете, очень, очень далеки от истины, и они приводят людей к неправильным выводам. Но в этом и была ваша задумка, не так ли?!

Во-первых, вы пришли в наш ресторан заметно разозленным и расстроенным, не знаю, по какой причине. Хотя столик на небольшой террасе был свободен, вы настояли, что хотите сесть внутри. Вы выбрали стол рядом с кофе-машинами, холодильниками и другими электрическими приборами, которые излучают жар, летом, когда температура чуть ниже 40 градусов? Хмм… Кондиционер и вентиляция были включены на максимум. Но когда большие двери открыты, и все электрические приборы включены, просто невозможно охладить помещение, об этом знает каждый, и именно поэтому никто никогда (кроме тех случаев, когда идет дождь) не садится внутри.

Единственное, что я могу сказать — я не принял заказ вовремя, как обычно. Но у меня есть тому очень хорошее объяснение. Собирался дождь, и мой коллега позвал меня перенести зонтики на террасу. И я, чтобы спасти от дождя полную террасу гостей, был вынужден перетащить на нее 4 больших зонта. Это заняло около 10 минут. Таким образом, с вашего прибытия в ресторан до того момента, когда я принял заказ, прошло примерно 20 минут. Я извинился. Я принял заказ, отнес его на кухню, и примерно через 8 минут вы нагло указали пальцем на часы и спросили: «Где наша еда?» Сначала я решил, что это шутка, и немного улыбнулся, но затем я увидел, что вы серьезны, и ответил: «Ну, вы только что ее заказали, не прошло и 8 минут». Это вы называете отсутствием вежливости?! Скажите мне, с моей стороны или с вашей?! Я немного запутался…

Вы говорите, это были просто салаты. Нет, мистер Мануэль, это не «просто» салаты. Ни одно блюдо в нашем меню нельзя назвать «просто» блюдом. Все готовится с огромной любовью и творческим подходом. Что вы и доказали, в буквальном смысле вылизав эту тарелку и все последующие, которые я принес после закусок. Об этом вы в отзыве не написали. Или написали?!

После того, как вы закончили ужин, я спросил вас, как я спрашиваю всех гостей, все ли было в порядке. Вы, снова с грубостью в голосе, ответили «Да».
Вы оплатили счет, я поблагодарил вас и пожелал приятного ужина. Вы на это не отреагировали, просто ушли, не сказав ни слова. Вот что такое отсутствие вежливости, мистер Мануэль, вот что это такое.

Так или иначе, я надеюсь увидеть вас снова, но пусть настроение у вас будет получше.
С наилучшими пожеланиями, Славен.

Впрочем, для рестораторов города Трогир такая экспрессия — не редкость. Покопавшись в недрах Tripadvisor’а в попытках вспомнить, где именно я видел этот отзыв, я обнаружил еще множество шедевров эпистолярного жанра. Предлагаю вам несколько избранных перлов из ответов на отзывы о другом ресторане, Don Dino, который тоже считается одним из лучших в городе.
«Мой вам совет — образовывайтесь насчет еды, или избегайте ресторанов, пиццерий и магазинов с фаст-фудом, кроме простых и старомодных, потому что если вы придете в заведение с более современным подходом к приготовлению пищи, вы можете, например, получить булочку, черную из-за добавленного в нее угля, и из-за этого написать разгромный обзор на TA с одной звездой за то, что вам дали «вонючую и грязную еду.»

«Поскольку вы, очевидно, считаете себя ясновидящим, раз вы сумели определить, что «гостям за столиком по соседству тоже не понравилась их еда», стоило использовать свой дар, чтобы предсказать свое разочарование, и вообще не приходить в наш ресторан.»
«Такого отзыва можно было ожидать от людей вашего склада (судя по вашим отзывом на другие рестораны). И я скажу вам, что я имею в виду: вы ищете дешевые места, и, похоже, любому месту подороже и повыше уровнем вы ставите низкую оценку за то, что оно имеет завышенные цены (очевидно, у вас в кармане змея, как говорят у нас в Хорватии), может быть, вы ждете, что персонал будет целовать вам руки или как?»

И, как вишенка на торте:
«Я отвечу коротко. Все мы разные, и все имеем разные мнения. Поэтому я (как и большинство наших гостей, которые удовлетворены нашими ответами на TA) не считаю свои ответы «грубыми», как вы написали, это просто способ донести до общественности вторую сторону истории. Я не собираюсь позволять обман, и неважно, нравится вам это или нет».

Как вы считаете, имеют ли право представители ресторана отвечать в такой манере на отзывы, которые им не нравятся? Давайте обсудим в комментариях.