В последние годы в путешествиях я редко обхожусь без прокатного автомобиля, и неважно, идет речь о полноценном отпуске или поездке на несколько дней. Автомобиль — это неограниченная свобода передвижения, возможность увидеть самые отдаленные и глухие уголки страны, а также существенная экономия — ведь даже с учетом дорогого европейского бензина прокатное авто выходит дешевле, чем общественный транспорт, не говоря уже о такси. Словом, с автопрокатом я знаком не понаслышке. Но с таким разводом — а назвать это иначе я не могу — сталкиваюсь впервые.
Впрочем, начиналось все довольно неплохо. Мы приземлились в аэропорту Милан-Мальпенса и, отстояв небольшую очередь в офис прокатной компании Sicily by car, подошли к стойке регистрации, получить ключи. На вопрос клерка, нужна ли мне страховка, я ответил утвердительно.
Лирическое отступление о страховках
Любой отпуск так или иначе — мероприятие довольно затратное, а страховка на первый взгляд кажется избыточным расходом. И вы ведь аккуратный водитель, правда? Однако незнакомый автомобиль, незнакомые дороги и другие факторы повышают риск ДТП, а старые города Италии и других стран — это настоящий лабиринт узких средневековых улиц, в котором притереться к стене проще простого. Знаю об этом из личного опыта — пару лет назад именно так я помял автомобиль во Флоренции.
Случись такое с вами, будьте уверены, прокатчик с лихвой взыщет с вас расходы на ремонт по максимальной ставке, и вы ничего не сможете с этим сделать, поскольку заранее соглашаетесь на это при заключении контракта. Поверьте, дешевле будет десять раз оплатить «ненужную» страховку, чем один раз попасть на средний ремонт прокатного автомобиля — и это я говорю только про сэкономленные деньги, а потраченные впустую нервы можете подсчитать сами. В общем, к страховке я отношусь как к неизбежной трате по принципу «заплатил и забыл», что и вам советую.
После этого клерк торжественно объявил, что нам крупно повезло, и вместо простенького Пежо, который мы заказывали (не вижу смысла брать в прокате дорогие автомобили), нам достается новенький белый Ягуар, причем за ту же цену. Нет, разводка была не в этом. Ягуар оказался и впрямь хорош, особенно когда пулял на трассе в режиме «Спорт», да и среди европейских миллионеров, коих на озере Гарда немало, мы смотрелись достойно.
Нужно ли упоминать, что о нашей машине я говорил не иначе как строчкой «Белый ягуар, в багажнике товар» из группы «Кровосток»?..
Однако короткая поездка закончилась, пришла пора возвращаться домой, а перед этим — вернуть машину прокатчику. Вылет из Милана был запланирован на 6 утра, что повлияло на процедуру возврата авто вполне определенным образом.
Лирическое отступление о возврате автомобилей
Как правило, возврат прокатного автомобиля не сильно отличается от его выдачи. Вы приезжаете на парковку прокатной конторы, ее сотрудник проверяет автомобиль и уровень бензина, и расписывается на вашей копии контракта. Не теряйте и не выбрасывайте контракт и все чеки, они могут пригодиться вам позднее в случае разногласий с прокатчиком.
Но нельзя просто так взять и вернуть автомобиль, когда вам захочется. Офисы прокатных контор имеют вполне определенное время работы, до и после которого вы там никого не найдете. Конечно, вы можете вернуть машину в любое время, но ранним утром или поздней ночью вам придется просто оставить ее на парковке, бросив ключи в специальный ящик. Никакие бумаги при этом не подписываются.
Оставив машину на парковке и благополучно приземлившись в Петербурге, я получил СМС-ку: с моей карты было списано 49,56 евро. Пара звонков в офис прокатной конторы пролили свет на это таинственное исчезновение денег: оказывается, Sicily by car решила списать с меня без малого полтинник евро по той причине, что я якобы сдал машину с неполным баком.
Возмущению моему не было предела не только потому, что я в принципе люблю повозмущаться, но и потому, что я, надеясь найти заправку по пути в аэропорт, доехал до него, развернулся, ушел на второй круг, нашел заправку и залил топлива на 40 евро (карточки автомат не принимал). Бак был полон на 94% минус то, что я сжег за 5 минут по пути обратно до аэропорта — в нормальных прокатных конторах это условно принимается за полный бак, так что на этот счет я был спокоен.
Лирическое отступление о том, как не попасть на деньги
По большому счету, перед нами частный случай злоупотребления системой приемки автомобиля в отсутствие сотрудника прокатной конторы, когда у вас нет возможности пообщаться с ним лично и получить его подпись на контракте. Если ее нет, прокатчик теоретически может предъявить вам даже повреждения автомобиля, о которых вы не в курсе (еще один довод в пользу страховки), и вся надежда только на его честность и адекватность. Но кое-что сделать все-таки можно — особенно если вы параноик.
— сохраняйте чеки с заправки, где указано время и объем топлива литрах, как доказательство, что вы действительно заправились
— сделайте фото на телефон, на котором будут видны уровень топлива, время и вид из окна на парковку прокатной конторы
— сделайте несколько фото автомобиля со всех сторон на тот маловероятный случай, если вам предъявят несуществующие повреждения
— если автомобиль оснащен цифровым датчиком уровня топлива в процентах — заливайте «с верхом», чтобы по прибытии в пункт проката он показывал 100%
Разумеется, я сразу же написал письмо в клиентскую службу Sicily by car, для верности продублировав свое сообщение через сайт этой конторы. Прошла уже без малого неделя. И знаете что? Я уверен, что денег мне все равно никто не вернет — в лучшем случае я получу вежливое письмо с объяснениями, в худшем случае не получу ничего.
Несколько лет назад другой дискаунтер, AutoEurope, ошибочно снял с меня примерно ту же сумму, причем я так и не понял, за что. На то, чтобы добиться справедливости, ушло примерно 2 месяца, пара десятков писем, несколько звонков, после чего деньги все-таки вернули — но в этот раз так может не получиться. Почему? Да потому, что с формальной точки зрения 94% — это все-таки не 100%, и этот железобетонный аргумент способен разбить любые доводы. В конце концов, это не самая высокая цена, которую мне приходилось платить за полезный опыт. Теперь-то я понимаю, что надо было скормить этому треклятому заправочному автомату еще 5 евро: даже «простив» ему пару евро сдачи, я бы все равно потерял ровно в 10 раз меньше…
Да, Алексей, в Европе много «веселых» сюрпризов можно найти))). Если отвлечься немного от темы, то, например, в Германии нововведение: если резину уже поменяли на летнюю, но вдруг снегопад (как в этом апреле), то в случае аварии страховая не будет покрывать ремонт — нельзя на летней резине кататься по снегу. У нас в Австрии тоже скоро это введут (страховая предупредила). Для ясности: не очень большой ремонт здесь стоит иногда половину стоимости машины (у всех ведь страховки!). Наши люди ремонтируют в случае непокрытия страховой в соседних странах типа Чехии или Венгрии. Впрочем, туда же едут ремонтировать зубы))).
Ну, вот вы себе вообще представляете этот отпуск — поехал кататься, поцарапал машину и поехал в Венгрию ее чинить? :) По-моему, это называется не словом «отпуск», а как-то по-другому. Что же до летней резины и снега, то это, конечно, интересная коллизия, но она скорее про исключение из правила, погодный форс-мажор.
если в оттпуске что-то случится с арендованной, надо брать страховку, которая покрывает проблемы максимально. Так как в Германии и Австрии многотысячный штраф за видеорегистратор (10 тыс., вроде бы), то еще надо доказать, что ты не виноват. Еще один момент: тормозной путьпри аварии полицейские не будут замерять, надо знать, что это за отдельные ~40€, причем никто предлагать не будет.
Еще пример, моя знакомая очень долго доказывала в суде, что не её машина «напрыгнула боком на мусоровоз», а он врезался в её машину сдавая назад.
А форсмажор как раз с нами случился в снегопад, на следующий день после смены резины. Дамочка резко решила развернуться перед нашей машиной, мы, чтобы избежать аварии (машина гибрид, потащило) свернули на тротуар и чудом просочились между забором и фонарем, чуть помяв свой бампер, фару, плюс мелочи. Нам насчитали 7 тыс. ремонт, но дама вину признала, все написала, а её страховая говорит, что столкновения с их машиной не было, платить не будем . Теперь наша страховая бодается с её страховой. Вот такая наша европейская реальность иногда бывает.
Интересно, черт побери. В ЮАР, например, страховка при аренде типа ОСАГО обязательна, даьше опционально. А, еще от стажа водителя зависит, ага.
Дальше — проще. Машину лично возвращать никуда не надо. Звонок, смс или емейл вполне достаточен — «машина там-то и там-то». Ее сотрудники агентства забирают сами.
Ну и момент про бензин — ни в коем случае не заправлять. Лучше всего оставлять вообще близко к нулю. Все равно сдерут ))
Ну, что-то типа ОСАГО и в Европе обязательно, но там франшиза, а если вы хотите страховку без нее, придется доплатить. Есть, правда, сервисы, которые страхуют вообще все прокатные машины, которые вы будете водить, это стоит чуть дешевле, но в этом случае при повреждении авто придется сначала отдать деньги прокатчику, а потом подать документы в страховую на возмещение, так что это куда менее удобно.
Что же до заправки, если машину дают с полным баком, лучше возвращать ее с полным баком, иначе придется доплатить не только за бензин, но и административный сбор за заправку. В моем случае за бензин достаточно было заплатить 5 евро, а так содрали все 50. :)
Алексей, я последние 7 лет пользуюсь прокатными агентами — economycarrentals.com. Пользуюсь несколько раз в год. Проблем минимум. Хорошая контора. Цены низкие. Но реальные, накруток потом нет. На сайте видно, кто будет прокатчиком — стараюсь не брать предложения от локальных и неизвестных контор. Но, например, через них можно взять авто у avis в два раза дешевле чем у avis напрямую. Они предлагают свою страховку, покрывающую все. Это около 500 руб в день. При любой проблеме прокатчик списывает деньги, но economycarrentals возвращает все.
В Ницце, например, всегда беру через них у баджет или Энтерпрайз. В этом году по ставке гольфа ездил на новом мерсе ))
Я тоже агентами в основном и пользуюсь, только не какими-то конкретными, а сравниваю, где дешевле. Да и тут в общем-то единственная претензия в том, что так и не ответили на письма, вот это по нынешним временам уже хамство.
Здравствуйте, Алексей!
Со мной в начале года случилась аналогичная ситуация с Europcar, который я бронировал через Ryanair: с меня списали 35 евро, причём без объяснений. Я написал в поддержку и мне тоже сразу не ответили. Однако спустя пару недель на бумажную почту мне пришел финальный инвойс от Europcar, где было написано, что я якобы вернул машину не в ту точку, где брал. Я опять написал в поддержку, уже с подробностями. Спустя пару недель мне ответили, что разбираются с моим делом, а ещё через пару недель вернули деньги. Я всё никак не соберусь написать об этом случае в своём блоге под тегом «fight for your rights» — сейчас, видимо, таки начну писать :)
Ну, такое у меня тоже было — один раз сняли деньги непонятно за что, то ли штраф, то ли за детское кресло при том, что я заплатил сам и за то, и за другое. На переписку в вялотекущем режиме ушло, наверное, месяца два, но в итоге справедливость восторжествовала. Это, считаю, рабочий момент, не более.