Антонио Гауди — человек, повлиявший на современный облик Барселоны больше, чем любой другой архитектор сделал для любого другого города мира. Почему я делаю столь категоричные заявления, если каждый сходу вспомнит десяток других примеров, вроде Эйфеля и его башни, или даже Монферрана, без Исаакиевского собора которого невозможно представить Санкт-Петербург? Ну, тут все просто.
Дело в том, что творения архитектора Гауди разительно отличаются от любых других зданий, которые вы можете увидеть в Париже, Петербурге, и даже той же Барселоны. Да, можно копировать Гауди — многие, кстати, пытались — но полностью повторить его стиль, в котором угадываются растительные мотивы, песчаные замки, облака, волны и другие творения природы, практически невозможно. Неслучайно поход по гаудианским местам — это, в общем-то, один из стандартных туристических маршрутов Барселоны. Пойдем? Пойдем, а как же.
Самое известное из зданий, возведенных Гауди — собор Саграда Фамилия, Искупительный храм Святого Семейства, наиболее необычная из католических базилик мира. Гауди начал строить этот собор в 1882 году, но строительство не закончено до сих пор — и лишь в 2010 году он был освящен Папой Римским и был объявлен готовым к ежедневным богослужениям.

Возле собора, впрочем, собираются все больше туристы и зеваки, а не верующие.

На потеху публике работает мужик, выдувающий поистине циклопические пузыри.

Дети в восторге. Фотографирующая публика — тоже.

Наружность собора необычна настолько, что в чем-то даже шокирует, хотя нельзя не признать, что Гауди действует вполне в католической традиции — на готических храмах Франции, например, тоже можно найти изваяния различных уродцев, облик которых имеет мало общего с человеческим.

Внутренняя обстановка, говорят, не менее интересна — но внутрь мы не пошли: одного вида очереди, стоящей за билетами, хватило для того, чтобы избрать другой маршрут и отправиться смотреть дом Мила.

Плавность линий, отсутствие какого-либо порядка и симметрии — в этом здании наиболее ярко проявился стиль Гауди. Красиво. Говорят, отдельные квартиры в этом доме занимают обычные каталонцы, остальные отданы под офисы. Не знаю уж, каково жить в этом доме, но иметь офис — вполне себе престижно.

А вот дом Бальо, еще одно творение Гауди. Несколько более правильная форма, но в обрамлении первых этажей архитектор все-таки дал волю своей фантазии. Получилось нечто среднее между скелетом дракона и базой инопланетян. Первую версию подтверждает небольшая башня в левой части фасада — она символизирует копье Георгия-победоносца, святого покровителя Каталонии. Этот мотив повторяется в творчестве Гауди неоднократно.

А этот дом к Гауди отношения не имеет, но иллюстрирует очевидный тезис: какой бы красивая ни была вещь, она меркнет рядом с более красивой. Вот и это здание, очень красивое само по себе, никакого внимания не привлекает, зато возле стоящего рядом дома Бальо — всегда очередь.

А вот Парк Гуэля, каталонского промышленника и мецената, покровителя Гауди. Здесь архитектор покуражился по полной, возведя не только здания и павильоны, но и спланировав сам парк и создав для него колоннады и прогулочные аллеи.

Парк был построен по заказу Гуэля, но его наследники были вынуждены продать его мэрии города, так что теперь парк открыт для прогулок жителей и гостей Барселоны.

Судя по всему, Гауди был дан карт-бланш на обустройство парка, так как большинство объектив здесь — совершенно фантастические.

К примеру, небольшой домик у входа в парк, где сейчас располагается магазин, напоминает детскую игрушку. А башенка, венчающая его крышу — еще одна отсылка к оружию победоносного Георгия.

Собственно, это лишь малая часть того, что Гауди понастроил в Барселоне, однако дело не в конкретных домах, а в том, что их необычный облик создал в городе и вокруг него творческую атмосферу и дух свободолюбия. Возможно ли утверждать, что творчество Гауди оказало значительное влияние на нынешний менталитет каталонцев? Не знаю, но мне так показалось.