Франция с севера на юг. Пара слов о Париже. Часть первая.

Давненько не брал я в руки шашек… Что ж, у моего молчания есть уважительные причины, которые, надеюсь, позволят вам меня извинить. С этой записи и далее я начинаю публиковать отчеты о нашем коротком, но запоминающемся путешествии во Францию, вернее, по Франции. Немного помедитировав над количеством фотографий и поразмыслив над объемом впечатлений, я решил составить из этих отчетов нечто вроде книги, по крайней мере, по количеству букв. (тут должен быть смайлик) Это будет не путеводитель и не путевые заметки, а нечто среднее. Главы книги будут публиковаться здесь с периодичностью, которую я еще не продумал, но это не беда. Главное для меня — донести до вас, читателей и читательниц, то восторженное состояние, которое у меня неизменно вызывает эта страна. Надеюсь, вам понравится, и вы отблагодарите меня, поставив ссылку на эти заметки у себя на блоге или форуме, где вы общаетесь. А если (вдруг!) найдется заинтересованный издатель — обращайтесь, обсудим. А теперь — начнем.

Пара слов о Париже

Древние говорили — все дороги ведут в Рим. С тех пор мир здорово изменился, в нем больше нет единого центра, что, наверное, и к лучшему. Каждый волен выбирать свою дорогу самостоятельно, кого-то она приведет в жаркую Африку, кого-то в загадочную Азию, кому-то по душе джунгли Южной Америки… Моя же дорога лежит в Париж. Причин тому несколько. Во-первых, на дворе стоит промозглый октябрь, а значит, за настоящим теплом нужно ехать далеко на юг, зато в плане культурного отдыха Париж даст фору многим городам мира. Во-вторых, люблю я этот город, пускай он заносчив, местами странен и под завязку набит назойливыми туристами со всего света. Ну и, наконец, в-третьих — на этот раз мне предстоит не совсем обычный отпуск. Греть кости у моря — хорошо, но скучно. Гуськом набиваться в автобус и ходить за экскурсоводом — еще скучнее. В общем, мы уже не впервые путешествуем самостоятельно, не обращаясь ни в какие турагентства, но тут решили несколько расширить свои горизонты и запланировали не совсем обычный вояж.

Мы — это я и моя супруга, но очень скоро к нам присоединится еще один участник этой истории. Он скромен, элегантен, и родом из Пикардии, где в почете храбрость и жизнелюбие. Скоро я вас с ним познакомлю.

Франция с севера на юг. Пара слов о Париже. Часть первая. фото
Достопримечательности в Париже — на каждом шагу

В чем же необычность нашего путешествия, спросите вы? А если не спросите, то будете правы — я и так обо всем расскажу. Для начала — хотя бы тем, что, отказавшись от услуг экскурсоводов, мы расписали свой график настолько плотно, что редкая турфирма решится продавать такой объем впечатлений за один раз. Кроме того, мы с самого начала сместили акцент в гастрономически-бытовую сторону, поставив себе задачу открыть новые для себя грани французской кухни, попутно понаблюдав за поведением и бытом простых французов, населяющих провинцию. Получилось это у нас или нет — решать вам.

Итак, на ближайшие десять дней нас ждет следующий маршрут: Париж — Руан — Реймс — Дижон — Лион — Авиньон — Париж. Да, именно в нем, в Париже, начинается и здесь же закончится наше путешествие. Не то чтобы я сильно стремился побывать тут аж дважды, но такова правда жизни — самым быстрым и самым простым способом добраться до Франции из России является авиаперелет, а покупая билет сразу в оба конца, вы существенно экономите. Прибавьте к этому те причины, что я уже описал выше — и вы поймете, почему я оказался в международном аэропорту Руасси-Шарль-де-Голль и в настоящий момент направляюсь к кабинке для прохождения пограничного контроля. Французские пограничники, как всегда, вежливы и никуда не спешат, позади скопилась немаленькая очередь, но темнокожего парня за толстым стеклом, что проверяет мои документы, это ничуть не смущает. От делать нечего я даже начал коситься в сторону, где висел плакат, предупреждающий об опасности свиного гриппа — но тут пограничник возвращает мне паспорт, и я с облегчением вздыхаю. Ну здравствуй, Франция! Наша встреча уже близка, Париж!

Но сперва — еще пара формальностей. Получив багаж, мы пытаемся сориентироваться — в плане навигации аэропорт имени Шарля де Голля устроен на редкость неудачно, хотя после нескольких визитов тебе начинает казаться, что ты улавливаешь его логику — и направляемся в сторону станции, откуда автоматизированный вагончик отвезет нас в Терминал 1. Аэропорт, кстати, немаленький — за день он успевает обслужить полторы сотни тысяч пассажиров, а дорога на беспилотном вагончике из одного конца в другой занимает около 15 минут, но мы выйдем раньше. Несколько минут возле стойки проката автомобилей, девушка-клерк с улыбкой выдает ключи и нехитрые напутствия, и на сцену, наконец, выходит он. Красавец. Пежо-207, цвета серебристый металлик, с коробкой-автомат, двигателем объемом 1,4 л. и пикардийскими номерами.

И вмятиной на задней двери.

Вздохнув, выхожу из машины и возвращаюсь к стойке проката. Мне, как ни странно, верят на слово, а вернувшись, понимаю, что отметил повреждение на правой двери, а повреждена на самом деле левая. Ну и ладно, думаю я с тем легкомыслием, в каком преступно было бы упрекнуть человека, который ближайшие 10 дней проведет во Франции. Там разберемся, поехали!

Первые впечатления от езды по незнакомой трассе, на незнакомом автомобиле — смешанные. Освоившись с управлением, понимаешь, что скоростного режима французы придерживаются, а вот остальные правила считают отнюдь не догмой, обязательной к исполнению. Вместе с тем каждое завывание сирены заставляет предательски вздрагивать — не хватало еще через какой-то час после приземления угодить в лапы жандармов! В каждом мотоциклисте мерещится преследующий тебя полицейский, а количество мотоциклистов в Париже счету не поддается, в результате чего сидишь, как на иголках. Перцу добавляет еще и то, что местные наездники, по-видимому, все как один фаталисты и живут по принципу «двум смертям не бывать, а одной не миновать». В результате прибытие на стоянку отеля воспринимается однозначно — как большое облегчение. Наконец-то можно забросить вещи, выпить вина и обсудить планы на ближайшие 24 часа.

Франция с севера на юг. Пара слов о Париже. Часть первая. фото
Это знаменитое здание Опера

У меня есть ритуал. Каждый раз, прибывая в Париж, первым делом отправляться в самое его сердце, на острова Сите и Сен-Луи, поглазеть на Нотр-Дам, Консьержери, поесть мороженого у Бертийона… Но сейчас все иначе. Оставив обязательную программу на потом, мы отправляемся нанести визит вежливости ее высочеству Эйфелевой башне. Глядя на карту Парижа, становится ясно, что все основные достопримечательности в нем разделены Сеной — Лувр, Опера, Вандомская площадь, Елисейские поля на северном берегу, Марсово поле, Дом инвалидов и Эйфелева башня на южном. Для комфортного осмотра (хотя я вообще-то не вижу ничего страшного в том, чтобы пройтись пешком) удобнее всего воспользоваться метро, если, конечно, это не вызывает у вас никакого внутреннего протеста.

Вообще, рассказывать про парижское метро, по-моему, гораздо интереснее, чем про Марсово поле, к тому же оно и само по себе является в некотором роде достопримечательностью — хотя бы потому, что является одним из старейших в мире. Благодаря своей длинной истории парижский метрополитен охватывает практически весь город, а уж в центре города, где бы вы ни находились, вы можете дойти до ближайшей станции метро за несколько минут. Есть у столь древней истории, впрочем, и обратная сторона: в отличие от метрополитенов, скажем, Москвы и Санкт-Петербурга, строители которых имели возможность отталкиваться от чужих ошибок, парижские инженеры были вынуждены учиться на своих. В результате старейшие станции метро откровенно неудобны — при необходимости перейти с одной платформы на другую нужно проделать немалый путь по извилистым коридорам, а сами коридоры подчас узки и едва справляются с современным пассажиропотоком. Про переходы же между станциями и говорить нечего — бесконечные лестницы, многочисленные развилки, и подчас полное отсутствие указателей, в какую сторону следует идти, чтобы попасть на нужную вам ветку. Сами поезда практически ничем от наших не отличаются, разве что расположение кресел здесь напоминает сидячий вагон в скоростном поезде. Есть еще несколько дополнительных откидывающихся кресел, сидеть на которых запрещено в часы пик, но виденные мной парижане это правило бессовестно игнорировали. Что же до торчащего прямо напротив дверей поручня, вы заметите его и без меня — очень уж раздражает.

Франция с севера на юг. Пара слов о Париже. Часть первая. фото
А это юная художница, которая пытается запечатлеть знаменитое здание Опера

Что первым делом должен сделать пассажир, который собирается воспользоваться метро? Правильно, купить билет. С этим в Париже все далеко не так просто, как кажется — а если вы не завсегдатай европейских метро, то еще и не вполне очевидно. Спустившись в метро, не крутите напрасно головой в поисках киоска, в котором продают билеты: скорее всего, его там просто нет. Станции, на которых можно соединить покупку билета с простыми радостями человеческого общения, можно пересчитать по пальцам, на остальных же стоят автоматы по продаже билетов и всевозможных проездных. Автомат этот не так прост — сдачи в нем может не оказаться (правда, об этом вас честно предупредят заранее), а к банковской карточке из далекой страны он может отнестись с подозрением, так что рекомендую запастись мелочью. Что касается самих билетов, то их выбор не так уж широк. Во-первых, это обычный билет, стоимость которого может вызвать шок у неподготовленного пассажира, привыкшего ворчать на власти московского или питерского метрополитена, когда те повышают стоимость проезда на рубль-другой. Вы заплатите за поездку существенно дешевле, если купите книжечку из десяти билетов, ну а про проездной, думаю, объяснять не надо. Он вам, скорее всего, и не понадобится, а вот книжечку — карне — имеет смысл купить, особенно если вы путешествуете не в одиночку и планируете остановиться в Париже хотя бы на пару дней.

Разобравшись с покупкой билетов, проходите через турникет, который проглотит и выплюнет ваш билет, дружелюбно распахнув дверцы. Не спешите его выбрасывать — как и во многих европейских городах, здешние турникеты автоматизированы и за ними никто не следит, зато на выходе вас может поджидать бригада контролеров. Штрафы за безбилетный проезд могут весьма существенно подорвать бюджет, выделенный вами на отпуск, что особенно обидно, если билет был вами честно куплен. Еще одна причина сохранить билет до конца поездки — турникеты на выходе. Пытаться убедить бездушную машину еще более бесполезно, чем контролеров, так что просто как следует запомните это нехитрое правило.

(продолжение здесь)

Комментарии
1 shendy 4 декабря 2009Ответить

С огромным удовольствием буду ждать продолжения!! Вспоминаю себя, свои эмоции, и понимаю, что ты точно описал их.
Париж — это нечто. Это настолько завораживающий город, что до сих пор все эмоции живы. По нему можно просто гулять неизвестно сколько.

На счет билетов. В последний день нашего пребывания нам пришлосьсамим ехать в Лувр. Вроде все понятно, сесть на автобус мы знали где, но самое страшное было — это проездные билеты. Знали только, что их нужно куда-то засунуть :) Можете представить нас с нашим все еще советским воспитанием, с нашими компостерами, которым уже лет по 40, в этом городе!!! Не хотелось еще и позориться перед другими пассажирами. Вроде все прошло, как нельзя лучше :)

2 Алексей Онегин 4 декабря 2009Ответить

Это ладно, за границей главное — не зажиматься и не париться, если что-то непонятно. Это обратная сторона показного бравирования своей русскостью, и то, и другое вряд ли приятно окружающим.

А продолжение обязательно будет, не сумлевайся. :)

3 Иван Кудрявцев 8 декабря 2009Ответить

Впечатляюще мне очень понравились описание и фотки

Поэт всегда гоним как посмотрю
людьми за правило хотя не редко ветром
а может тоже мне прикинутся поэтом
ну очень путешествовать люблю

я если честно много тоже проехал правда только по Россие и ближним государствам но тоже много впечатлений о которых можно было-бы поделится но думаю главное всётаки восприятие картины предлогаемой ..Спасибо вам

4 Иван Кудрявцев 8 декабря 2009Ответить

Поэт всегда гоним как посмотрю
людьми за правило хотя не редко ветром
а может тоже мне прикинутся поэтом
ну очень путешествовать люблю

спасибо вам за рссылку

5 Алексей Онегин 8 декабря 2009Ответить

Иван, спасибо! Выпуски будут регулярными, скоро выложу вторую часть про Париж, а дальше — еще интереснее. :)

6 Anna Volkova 21 декабря 2010Ответить

Буду в Париже 4 дня. Хотелось бы добраться до Шартра посмотреть на Нотр Дам Де Шартр. Может ты в курсе как это сделать, используя общественный транспорт?

7 Алексей Онегин 21 декабря 2010Ответить

Конечно, туда электрички ходят.

8 Anna Volkova 21 декабря 2010Ответить

Те которые RER или другие?

9 Алексей Онегин 21 декабря 2010Ответить

Смотреть надо.

10 Anna Volkova 21 декабря 2010Ответить

Думаю, разберусь :)
Еще один вопросик: можно ли в Париже поесть и вкусно и недорого? Где-нибудь в районе Монмантра

11 Алексей Онегин 21 декабря 2010Ответить

Вкусно — практически везде. :) Недорого — смотря по каким меркам. В остальном — Мишлен в помощь, за 4 дня он окупится. :)

12 Anna Volkova 21 декабря 2010Ответить

Спасибо :)

13 Елена 21 апреля 2016Ответить

Алексей, спасибо, очень интересны Ваши путевые заметки. Хоть и нет у меня шансов оказаться в Париже, а чтение захватывающее — как будто сама там побывала.

14 Алексей Онегин 21 апреля 2016Ответить

Никогда не говори «никогда», особенно если речь идет про Париж. ;)