Смалец

                 

Топлёное свиное сало, оно же смалец, традиционно использовали для жарки вместо растительного или сливочного масла по всей Восточной и Центральной Европе. Во время путешествия в Бельгию меня и вовсе удивили, презентовав смалец как вполне себе местный специалитет. Ну а приготовив из него намазку для хлеба, мы получим такую вкуснятину, от которой будет очень сложно оторваться!

10 ДОМАШНИХ СУПОВ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Введите ваш емейл и получите книгу простых рецептов для умных кулинаров - мгновенно и бесплатно!


Смалец, если в него ничего не добавлять, хранится практически вечно: убедительный аргумент, чтобы этот продукт появился на вашей кухне. В этом рецепте мы рассмотрим разные варианты приготовления смальца — и для жарки, и для той самой намазки, — чтобы вы могли составить свой собственный хит-парад.

Рецепт смальца в домашних условиях

Смалец рецепт с фото
СложностьСложность
низкая
ВремяВремя
2 часа
Ингредиенты
1 баночка
500 г свиного сала
при желании:
1 луковица
2 зубчика чеснока
1 ч.л. сушёного майорана

Рецепт приготовления смальца в домашних условиях. Такой домашний смалец можно использовать для жарки или как очень вкусную намазку для хлеба.

Вне зависимости от того, для каких целей вы собираетесь использовать смалец, сало следует тщательно избавить от остатков мяса и при необходимости срезать с кожи. Нелишне будет оставить сало на ночь в холодной, чуть подсоленной воде, чтобы удалить остатки крови и посторонний привкус.

Читайте также:
Рецепт сала в домашних условиях

Слегка подморозьте сало, чтобы было удобнее его резать, после чего вооружитесь острым ножом и нарежьте его мелким кубиком: чем меньше будут кусочки, тем больше жира получится из них вытопить. Переложите сало в толстостенную кастрюлю или сковороду, поставьте на небольшой огонь и топите в течение нескольких часов: когда шкварки станут насыщенно-золотистыми, а жир перестанет пузыриться, самое время приступить к завершающей стадии приготовления смальца, в зависимости от того, как вы планируете его использовать.

Домашний смалец рецепт

Смалец для жарки

Процедите смалец, дайте остыть, перелейте в баночку и уберите в холодильник. Застынув, такой смалец затвердеет и приобретет белый цвет; на нём можно готовить любые блюда или просто жарить картошку. Шкварки же можно использовать для приготовления яичницы, пирожков и так далее.

Смалец для бутербродов

Не снимая кастрюлю с огня, добавьте мелко нарезанный лук и чеснок и обжарьте их до золотистости. После этого снимите смалец с огня, добавьте майоран, соль и чёрный перец, перемешайте и дайте остыть. Процедите смалец, уберите в холодильник, шкварки с луком используйте отдельно.

Смалец для бутербродов с луком

Процедите смалец, верните на огонь, добавьте мелко нарезанный лук и чеснок и обжарьте их до золотистости. Снимите смалец с огня, добавьте майоран, соль и чёрный перец, перемешайте и дайте остыть. Уберите смалец с луком в холодильник, шкварки используйте отдельно.

Смалец для бутербродов с луком и шкварками

Процедите смалец, верните на огонь, добавьте немного шкварок, мелко нарезанный лук и чеснок и обжарьте их до золотистости. Снимите смалец с огня, добавьте майоран, соль и чёрный перец, перемешайте и дайте остыть. Уберите смалец с луком и шкварками в холодильник, оставшиеся шкварки используйте отдельно.

Правильный смалец, будучи намазанным на чёрный хлеб, вызывает привыкание и заставляет съесть всё подчистую. Если у вас есть свой рецепт такой намазки — буду рад услышать его в комментариях.

КНИГА В ПОДАРОК - только для новых подписчиков!

Введите емейл, получите бесплатную книгу рецептов и готовьте вкусные и сытные супы для всей семьи!


Автор:

Кто это такой?..
Комментарии
1 Ольга 9 июля 2013Ответить

Моя бабушка использовала смалец со шкварками для жарки и для «засмачення» картошки, вареников. Я же просто перетираю сало и добавляю измельченные сушеные белые грибы, перец, соль, немножко чесночка. Наверное тоже можно сделать и со смальцем.

2 Алексей Онегин 10 июля 2013Ответить

А как перетирают сало? Научите.

3 Хазалуп 6 февраля 2014Ответить

«Перетирают» теперь при помощи мясорубки.
Кстати. Именно такой смалец (порубленное сало с чесноком, укропом и иногда — с остатками жареного мяса) я и знал раньше. Говорят, такому способу утилизации не очень удачного сала украинцев научили немцы во Вторую Мировую. У них (у немцев) даже обрела вторую жизнь «жирница», в которой раньше хранилось ружейное сало, а после 41-го года — тот самый «смалец».
С утра на ломтике хлеба — отлично! Моя сестра его кофе запивает!!!

4 Алексей Онегин 6 февраля 2014Ответить

Растерян. Если честно, я полагал, что при помощи мясорубки рубят. Перетирают — это что-то из серии ступки или жернова.

5 Хазалуп 8 февраля 2014

Можно, конечно, и так… Но при помощи мясорубки (если не придираться к терминологии) — проще. А на вкус — точно так же, как и при перетирании.
Понятие «перетереть в мясорубке» услышал от коллеги из Луганска. И относилось оно именно к такому вот салу.

6 Виктор 17 августа 2015

Я из Киева — перетертое сало? Проще некуда, идете в любой супермаркет и там в вариантах: бутербродное сало просто, с чесноком, с зеленью, да еще много с чем :)

7 Виктор 17 августа 2015Ответить

А как так, смалец, да без шкварок? Так мы пропустили самое главное — деруны, вареники с капустой и картошкой, яичницу с помидорами, да еще много чего :)

8 Ira101160 10 июля 2013Ответить

Алеша!

Распространение рецептов приготовления сильнодействующих наркотиков — чреваааато…. :))

9 Алексей Онегин 10 июля 2013Ответить

Не знаю, не знаю. Сейчас вот как раз парой доз закинулся — и сижу, расслабляюсь…

10 Ira101160 11 июля 2013Ответить

По себе знаю, что отказаться от дозы практически нереально! Мы дома тоже в основном готовим на смальце и готовим его чаще всего именно из внутреннего жира. Получается сказочно вкусно! Черный хлебушек со смальцем и кисть черного винограда — вообще улет, совершенно незнакомый за пределами Закарпатья! Часто детворня в селах вываливает на улицу гулять каждый со своим смальцбургером. Все дают друг другу откусывать — у кого вкуснее. Вот так у нас обстоят дела с этой наркотой!

11 Алексей Онегин 11 июля 2013Ответить

Да у вас там настоящее гетто! Здесь смалец не особо распространен, разве что в профильных ресторанах типа баварской пивной или недавно открывшейся батярской кнайпы. Да и жир нутряной тоже не везде продается, так что готовим из того, что есть.

12 Елена 11 июля 2013

Алексей, да в Питере и сало-то найти проблема! Все предпочитают только без жира и фермеры подстраиваются под спрос. Мы когда захотели сала, отведали магазинного, были расстроены и захотели сделать сало домашней засолки, но не нашли сала. И пришлось тащить его из «регионов», где были по случаю…

13 Алексей Онегин 11 июля 2013

Свинина без жира — это, знаете ли, нонсенс. Но с покупкой сала, действительно, могут быть проблемы, я знаю пару мест, но это результат долгих и неустанных поисков.

14 Сантёр 16 июля 2013Ответить

Автор прав, начав намазывать смалец на хлебушек — остановиться уже трудно. У поляков часто употребляю, с квашеным огурцом или яблоком готовят, почти всегда присутствуют шкварки — пальчики оближешь.

15 Алексей Онегин 17 июля 2013Ответить

Да, яблоки тоже можно мелко нарезать и обжарить вместе с луком, но я не большой любитель этого дела.

16 Маша 17 июля 2013Ответить

Я обзавелась знакомыми в селе, которые поросят выращивают специально на сало. У свинюшек специальная диета. Это сало даже на рынок не вывозят продавать. Есть круг покупателей, которые в день разделки приезжают и забирают. И я в их числе. Я так и рыбу покупаю, и мясо, и крупные партии овощей на засолку на зиму. Удобно. Всё свежее. Дешевле, чем в магазинах и на рынке. Благо, работа позволяет разъезжать по окрестностям. Даже мини-маслобойню нашла. Так что те, кто говорят, что в их местности нет хорошего сала, просто лентяи, которые дальше своего супермаркета ничего не видят)))
У деревенских жителей я и смалец покупаю. Просто морально не могу перетопить))))) Копчёное, солёное, вареное, жареное сало — любимые блюда. И на фигуре ничего не откладывается. Просто больше двигайтесь, дамы и господа, и не страшен вам будет кусочек сала! Даже с хлебушком)))

17 Алексей Онегин 17 июля 2013Ответить

Не все катаются по окрестностям на работе — а убивать на поиски сала все выходные тоже сомнительное удовольствие. Хотя в целом все верно. :)

18 Сантёр 17 июля 2013Ответить

Маша, верным путём движетесь!
О здоровье надо заботится, оно дороже денег. Я за всем тем, что Вы перечислили езжу в Польшу, благо рядом живу, единственное — меня интересует только сырьё, всё сам делаю — колбасы, рулеты, балероны, шинки, консервы, наливки, сыры и т.д.
Прекрасно себя чувствую…

19 Андрій 3 декабря 2021Ответить

«У деревенских жителей я и смалец покупаю»
Маю сумнів, щоби в деревнях смалець робили. Таке більше притаманне селам в Україні, Німеччині…

20 Алексей Онегин 3 декабря 2021Ответить

Официальный язык общения на сайте — русский. Спасибо.

21 Маша 18 июля 2013Ответить

Выходные я не убиваю)) Максимум часа два. А молоко мне вообще домой привозят. Главное, наладить контакты. К тому же поездки в село чреваты купанием в речке и прогулками в лесу. Люблю совмещать полезное с приятным. Хотя, о чём это я? Статья-то о смальце….)))

22 Алексей Онегин 18 июля 2013Ответить

И что, раз о смальце, то даже и не поговорить теперь?..

23 Сергей 28 августа 2013Ответить

А почему надо от мяса отделять? Мясо же на шкварках остаётся, вполне себе вкусное.

24 Алексей Онегин 28 августа 2013Ответить

Потому, что сало — это жир, а мясо — это вода. Сам по себе вытопленный жир хранится превосходно, а жир с водой быстро портится, причем с опасностью для здоровья.

25 Сергей 29 августа 2013Ответить

Понял, спасибо за ответ. А насколько быстро портится примерно?
Процеживание из тех же соображений проводится?

26 Алексей Онегин 29 августа 2013Ответить

Как быстро — не скажу, но смалец может храниться практически вечно, а если вы знаете, что там остается мясной сок, уже через месяц вы будете доставать его из холодильника с опаской. Зачем вам эти переживания?
А процеживание в первую очередь проводится все же для того, чтобы отделить вытопившийся жир от шкварок.

27 Сергей 29 августа 2013

Ну я его вместо масла подсолнечного использую, так что он не то что месяц, пару недель редко хранится.
Спасибо за ответы.

28 Алексей Онегин 29 августа 2013

Если вместо масла — то вам остатки мяса тем более ни к чему.

29 Сергей 29 августа 2013

Ну так-то да, просто я беру сальную обрезь на смалец и очищать её от мяса — весьма трудоёмко. Понимаю, что это «некошерно», но тем не менее. Мясной сок по ощущениям не влияет негативно на вкус (хотя может я ошибаюсь или обманываю себя?).

30 Алексей Онегин 29 августа 2013

С одной стороны, разница между почти совершенным и совершенным всегда трудоемка, исключений тут нет и быть не может. С другой, если у вас не возникало проблем раньше, то разумно продолжать использовать тот метод, который вас не подводил.

31 Сергей 29 августа 2013

Насчёт рызницы очень метко подметили, согласен с этим. Просто так получается, что пока (только пока) я ещё не дошёл до необходимости совершенства в этом конкретном вопросе. Только начал приобщаться к области кулинарии и сначала разбираюсь с более насущными вопросами. Например, освоить су-вид. Или же разобраться с местами покупки хороших продуктов. Ну и много чего ещё.

32 Алексей Онегин 29 августа 2013

Согласен, сам такой же. :)

33 Бастет 1 октября 2013Ответить

Обожаю такую помазанку! Моя бабушка топила гусиный жир с луком и яблоком — вот где было объедение!

В магазине у нас продают и с яблоком-луком и просто с луком, свиной смалец, конечно. Дороги гуси по нонешним временам. Вот такую штуку с майораном попробую непременно, к тому ж скоро Рождество, гуси полетят на столы.

Поделюсь бабушкиным рецептом: Жир с гуся срезать и вытопить на среднем огне. Можно с луком и т.д., я делаю без всего. Перелить в баночку без осадка и поставить в холодильник. Ни соли, ни перца не надо!

Мажете ржаной хлебушек гусиным смальцем, вот тут посыпаете крупной солькой и сверху притрусите колечками зеленого лука. Ум отъешь, проверено!

34 Алексей Онегин 2 октября 2013Ответить

Такой жир я тоже топлю, правда, утиный — всегда, когда готовлю утку. Он хранится в холодильнике годами, но мазать на хлеб «голый» жир — это как-то не очень, на мой взгляд.

35 Бастет 4 октября 2013Ответить

Попробуйте непременно — очень вкусно. Это считается в Баварии деликатесом. Не во всех ресторанах подают. И Путин с Меркель такое в Мюнхене отведывали.

36 Хазалуп 9 февраля 2014Ответить

Тогда Вам стоит попробовать так называемое «гасконское масло» — делается из отваренного или запеченного чеснока и, в оригинале — гусиного или утиного жира (а не свиного или говяжьего, как пишут теперь). Получается ничуть не хуже «нашего» смальца.

37 ТАТЬЯНА 30 сентября 2020Ответить

СМАЛЕЦ С НЕПРИЯТНЫМ ЗАПАХОМ МОЖЕТ БЫТЬ ОТ ВНУТРЕННЕЙ СЕТКИ ИЛИ САЛА. ЭТОТ НЕ ЗНАЧИТ ЧТО ВИНОВАТЫ ВЫ
СМАЛЕЦ ТОЖЕ СТАРЕЕТ. НА СВЕТУ,РАНЬШЕ БЕЗ ХОЛОДИЛЬНИКОВ -0,5 ГОДА. СТОК =ХРАНЕНИЯ. потом мы научились вносить добавку против старения- молоко. но надо очень осторожно и совсем не много. на смальце и картофельном отваре в Украине пекли самый вкусный хлеб
на не соленом сале самая вкусная жареная картошка и еще много чего
сало у нас на рынке есть у каждого продавца свинины, но купить на засол не всегда могу даже если не выбирать с прорезью
я топлю только обрезки сала. топить хлопотнее и дольше. но мне больше нравится чем внутрений

38 Alena 2 октября 2013Ответить

А я топлю куриный жир, подкожный и внутренний. Хорошо в конце добавить немного измельченного репчатого лука и довести до прозрачности. Сливаю вместе с выжарками, даю остынуть и застыть в холодильнике. И вуаля.

39 Алексей Онегин 2 октября 2013Ответить

Звучит-то неплохо, но нынешние куры доверия как-то не внушают. Ну, по крайней мере, настолько, чтобы есть их вытопленный жир. :)

40 Ярослава 2 ноября 2013Ответить

Смалец в качестве намазки на бутеры обожаю, с раннего детства мы с сестрой частенько делали самостоятельно : просто и сытно ведь. Муж рассказывал, что в далеком вечноголодном студенчестве они выживали, благодаря трехлитровым банкам сальной намазки( сало, прокрученное на мясорубке с солью, чесноком и зеленью) регулярно передаваемым из дому…Благо, черный хлеб стоил копейки и всегда имелся в избытке, в случае же полного обнищания можно было натырить серых ломтей столового из студенческой столовки (бесплатно на столах стоял).
А я недавно открыла для себя смалец в новом гениальном качестве: делаю из него антипригарную смесь, к которой ну абсолютно ничего не прилипает, ни пирожки к протвиню , ни даже хлеб к простым алюминиевым формам. Бумага для выпечки просто отдыхает. Рецепт: 1 стакан смальца, 1 стакан растительного масла, 1 стакан муки смешать, взбить до увеличения в два раза, получиться пышный белый крем, которым и нужно смазывать формы кулинарной кистью. Рецепт подсмотрела в блоге у Люды http://mariana-aga.livejournal.com/130480.html?page=2#comments. и очень ей благодарна.)

41 Алексей Онегин 2 ноября 2013Ответить

Спасибо, любопытное решение. У меня, правда, нечасто прилипает — ну так я и хлеб в формах почти не пеку.

42 фаридун 22 октября 2014Ответить

Доброго времени суток. Можно ли заменить Майоран другой травой (специей)? Я попробую приготовить из кюрдючного сала.

43 Алексей Онегин 22 октября 2014Ответить

Кончено, можно любой другой травой заменить.

44 фаридун 22 октября 2014Ответить

например какой?

45 Алексей Онегин 22 октября 2014Ответить

Да вообще «любой», от слова «совсем». Вы какой смысл в эту замену вкладываете? Чтобы было вкусно и необычно? Ну так возьмите орегано, розмарин, базилик, попробуйте, сравните, что больше нравится.

46 Лидия 22 января 2015Ответить

Я добавляю смалец в тесто для выпечки песочного печенья вместо маргарина. Печенье получается исключительно рассыпчатое. Поделилась своим рецептом с приятельницей, и она рассказала мне, что её мама /полька/ делала им в детстве такое же печенье, но не сладкое, а солёное и вместе с мелкими светло-коричневыми шкварками. Дети называли его «коржики з мухами» из-за мелких тёмных вкраплений шкварок, и очень любили.

47 Алексей Онегин 22 января 2015Ответить

Согласен, маргарин когда еще запретят. Пока этого не произошло, лучше уж смалец использовать.

48 Ян Ильвас 12 января 2016Ответить

украинская кухня: смалец, сырники… а где же БОРЩ??? )))

49 Алексей Онегин 12 января 2016Ответить

На Кубани.

50 Ян Ильвас 12 января 2016Ответить

а не там ли частенько можно слышать украинский говор? ;-)

51 Алексей Онегин 12 января 2016Ответить

Его не только там слышать можно. :)

52 Ян Ильвас 12 января 2016

следовательно, и борщ не на Кубани?)))

53 Алексей Онегин 12 января 2016

Не только там, в Петербурге тоже есть!

54 Ян Ильвас 12 января 2016Ответить

«борщ в Петербурге — то жеесть!»))
и в разделе «Русская кухня» борща таки нет (просмотрел — не нашёл)! ведь и Кубань, и Петербург — Россия пока ещё?)) вывод? правильно, нужно всё-таки рецепт на родину отправлять — на Полтавщину)))

55 Алексей Онегин 13 января 2016Ответить

Нету, нету. Но будет. Когда — не знаю, обещать не могу. Но отправлять никому точно не буду. Все сам съем.

56 Простодушный 21 октября 2016Ответить

Я некогда делал смалец для хранения пару раз по Похлебкину. Там фишка в том, что после вытапливания сального фарша оно очищается молоком. В емкость на огне с горячим молоком выливается эта жижа и какое-то время интенсивно перемешивается. Потом все остывает, то что надо всплывает, низ этой шайбы очищается и заворачивается в фольгу или бумагу. Говорил: хранится вечно. Не знаю- нужна ли эта операция, но делал. А сделал смалец потому, что он же написал, что гуляш и др. блюда венг. кухни готовится на смальце. Давно дело было, потом я на это забил.

57 Алексей Онегин 21 октября 2016Ответить

На эту тему в свое время весьма точно высказался гражданин Бендер — по поводу вечной иглы для примуса.

58 Сергей 3 января 2018Ответить

Смалец используется не только в венгерской кухне и согласитесь, совсем не важно будет ли это заранее заготовленный или свежевытопленный. Дедушка Похлебкин привел способ облагораживания простейшей крестьянской заготовки молоком, так называемый способ вытапливания в молоке. Процент содержания воды в молоке намного выше чем в жирах, в нашем случае в смальце. Идея «очистки»проста до безобразия: используя свойства жиров «плавать» на поверхности воды, молоко создает в нижней части (обратите внимание: не над, а под растопленным смальцем!!!) область, где собираются т.н. «отходы» (шкварки, шум и т.п.). Над молоком у нас образуется «чистая», как Вы заметили «шайба» жира, а побочные продукты выжарки или вытапливания осядут в молоке. На самом деле в кулинарии такая степень очистки лишнее, а вот для использования в косметологии и медицине — вполне уместна.
Надеюсь просто, емко и доходчиво. Готовка, как и любой другой процесс требует любви и понимания.
Спасибо!

59 Сергей 3 января 2018Ответить

Всем доброго времени суток и с Новым Годом!
Обычно или как говорится «традиционно» смалец вытапливали из внутреннего брюшного жира — т.с. из «здора», хотя слово «здор» имеет и более широкое понятие, это общее название свиного жира-сырца. Сало на смалец не используют, для него есть другие способы применения на кухне. В подсоленной воде сырец никто не выдерживает, случайно попавшую при разделке туши кровь всегда удаляли с помощью куска чистой ткани. Исходное сырье режут на мелкие кусочки или пропускают на мясорубке после чего вытапливают в любой удобной, но!!!! обязательно толстостенной посуде (иначе и подгорать будет, да и сам процесс превратится самолинчевание) подходящего объема. Вытапливают до образования шкварок (известный продукт, поэтому и описывать не буду), немного дают остыть и разливают в небольшие емкости для последующего хранения и использования. Похлебкина В.В. уважаю, но предложенный им способ «очистки» смальца в национальной украинской кухне не встречал — весьма расточительный способ применения молока в простой крестьянской кухне, а смалец как раз и является ярким представителем таковой. Для намазки же как правило используют не перетопленное пропущенное на мясорубке сало с добавлением соли и специй (обычно это лаврушка, чеснок, черный молотый перец, рубленая зелень), классики здесь нет — каждый сам себе художник. Украинская кухня богата, богата разнообразием простых, невероятно вкусных и повторяемых блюд, своими традициями, вариациями, и достойна быть представлена не только варениками и смальцем :=)
Спасибо!

60 Алексей Онегин 4 января 2018Ответить

На здоровье, с новым годом! )

61 Константин 10 июня 2018Ответить

По поводу хранения смальца.
Литровая банка вытопленного в 2014 году из нутряного жира смальца хранилась в тёмном шкафчике на даче. Сверху насыпан слой соли.
В 2018 году баночка случайно обнаружилась.
Цвет остался белоснежный, но продукт прогорк.
Тем не менее в украинской кухне старым солёным салом, перетёртым с чесноком, заправляли борщ. Именно пожелтевшим старым. Так делала моя бабушка, так делала моя мать. На пятилитровый чугунок уходило 10-15 г такого сала.
Я тоже так делаю.
И этот старый смалец великолепно подошёл для этих целей! 2-3 грамма на два литра борща, щей, рассольника, всех видов жаркого вполне достаточно.
Растворяется без остатка и придаёт кулинарному продукту своеобразный сытный дух. Пятый вкус — умами.

62 Александр Яковлевич 28 ноября 2018Ответить

Коль скоро за пять лет обсуждения тема смальца себя еще, видимо, не исчерпала, рискну поделиться своими знаниями об изготовлении этого продукта и его применения и я. В русской кухне смалец не очень известен, как мне кажется, главным образом в связи с тем, что свиноводство, поставляющее для него сырье, на большей части территории России не имеет давних традиций. Основным источником мяса здесь был крупный рогатый скот. То ли дело в Украине. В былые времена постоянные набеги крымских татар на малоросийСкую территорию производились, в частности, и для того, чтобы угонять отсюда крупный рогатый скот. А вот свиньями татары, будучи правоверными мусульманами, брезговали. Даже не убивали их — дабы «не осквернится». Вот местное население и делало упор на выращивание свиней. К тому же, с кормовой базой на здешней благодатной земле (помните у украинца Гоголя, из чьей Шинели «выросла русская литература»: «Воткни в землю оглоблю — вырастет тарантас») кормовая база для свинок была куда более изобильной, чем в северном российском нечерноземье. Свиней в УкраЙне выращивали, преимущественно, сальных пород. Так как резали свиней достаточно редко, большей частью перед большими праздниками, мясо, которое не смотря на ухищрения тогдашних кулинаров, не могло сохраняться долго, сколь не нуждались в нем тяжело физически работавшие крестьяне, не было повседневным продуктом. Его отсутствие компенсировалось салом. Оно в соленом или топленом виде было пригодно к употреблению довольно долго.
Однако, со временем и сало, и смалец тоже начинали портится. Но их не выбрасывали — слишком уж значимыми они были в питании простых людей. Пожелтевшее, «пахучее» сало растирали с чесноком и заправляли им кулеш или борщ. В таком виде оно было съедобным. А желание голодных людей обильной и питательной еды, воспитало привычку к такой заправке. Даже любовь к ней.
«Жир свиной и колбаса творят на свете чудеса», — поют в известной оперетте Штрауса-младшего «Цыганский барон». Но многое изменилось со времени ее написания. «Лишние калории, «плохой» холестерин…» да мало ли чего еще боятся наши современники! Не безосновательно, надо сказать, боятся. Безосновательно, однако, бросаются в крайности. «Все яд и польза — дело в количестве», — сказал когда то великий врачеватель. Конечно, понимание философской категории «мера» русскому человеку дается не легко. Что ж, напрячься нужно! А напряжетесь, научитесь как без вреда для здоровья побаловать себя полтавским «генеральским» салом, или закарпатским салом «луденым» (копченым), или бельгийским печеночным паштетом со смальцем etc, etc…
Заболтался, простите… Вернусь к смальцу. Я его делаю уже лет пятьдесят. (Не часто, правда — блюду меру.) Опытным путем определился с наилучшей технологией изготовления этого продукта. Делаю его из «нутряного» (внутреннего, т.е.) сала. В нем более чем где либо жира и оно довольно дешево. Порезанное на небольшие куски это сало я вымачиваю пару дней в холодной воде. В первый день в воду добавляю немного пищевой соды. На следующей день сливаю порозовевшую воду, промываю сало и заливаю его вновь. (Но уже без добавления соды). Затем сливаю воду и измельчаю сало на мясорубке. В кастрюлю с молотым салом наливаю чистой воды (лучше всего — тщательно отфильтрованой). (На 1 кг сала — примерно стакан воды.) Ставлю на сильный огонь, довожу воду до закипания. Огонь убавляю. Вытапливаю смалец пока он не станет прозрачным а вода полностью не испарится. Затем фильтрую смалец через мелкое сито, в котором остаются все шкварки. (Таковых при использовании нутряного сала почти нет. Оставшиеся же столь мелки,что ни на что не пригодны.) Отфильтрованый смалец нагреваю до легкого дымка, даю остыть и разливаю в сухие банки. В холодильнике такой смалец хранится многие месяцы. (Опытов для выяснения максимального срока хранения я не проводил — продукт по истечении четырех-пяти месяцев заканчивался.) Из килограмма нутряного сала получается литровая банка смальца. (Кстати, то, что такой литровой банки хватает мне и моим близким месяца на четыре, свидетельствует, я думаю, что меру в потреблении смальца мы знаем.) На смальце очень хорошо делать картофоль фри, или обычную жареную картошку. Оченно вкусно. Но запах смальца в процессе приготовления этих блюд — на любителя. А вот, скажем для упомянутой уже здесь намазки, или приготовления паштета (той же, по сути, намазки), он весьма подходит.

63 Алексей Онегин 28 ноября 2018Ответить

Все бы хорошо и интересно, но Гоголь не был украинцем.

64 Александр Яковлевич 28 ноября 2018Ответить

Википедия: «Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в Сорочинцах близ реки Псёл, на границе Полтавского и Миргородского уездов (Полтавская губерния)./…/ Согласно семейному преданию, он происходил из старинного украинского казацкого рода и предположительно был потомком Остапа Гоголя — гетмана Правобережного Войска Запорожского Речи Посполитой.»

65 Алексей Онегин 28 ноября 2018Ответить

То, что Гоголь был уроженцем Малороссии, очевидно и без цитирования Википедии.

66 Nickolay 8 марта 2020Ответить

Александр Яковлевич, подскажите, а каков эффект от вымачивания с содой (больше уходит крови, мясных соков и т.д. )?

67 Александр Яковлевич 14 апреля 2020Ответить

Для: 63Nickolay 8 марта 2020
Что именно позволяет извлечь из «здора» (он же — «нутряное сало») умягченная содой вода, сказать затрудняюсь. По идее, ни крови, ни мясного сока, о которых вы пишете, там итак не должно быть. Но многократно наблюдаемое мною явление некоторого (незначительного) окрашивания воды в розовый цвет свидетельствует, что нечто в воду таки переходит.

68 Александр Яковлевич 29 ноября 2018Ответить

Виссарион Белинский: «Как малороссу, г. Гоголю с детства знакома жизнь малороссийская…» ( О русской повести и повестях г.Гоголя) Так что, не только уроженец, как считаете Вы.
Хотя назвать Гоголя украинцем — все же не совсем верно. Больший период его жизни этноним «украинец»вообще не существовал. Только «малорос». Лишь в средине 19ст. стараниями тайного Кирилло-Мефодиевского братства (по инициативе его главы известного историка, друга Т.Шевченко, хотя и сына воронежского, т.е., русского помещика, Н.Костомарова стала утверждаться мысль, что коренное население Украины (топоним «Украйна» существовал уже не одно столетие) следует называть украинцами.
Кстати, есть не так уж мало примеров того,как классиками исскуства определенных народов становились люди, имевшие иное этническое происхождение и не отказывавшиеся от него. Так Бернард Шоу, которого в Англии считают вторым после Шекспира английским драматургом, и который писал только на английском языке, был ирландцем. Классик английской же литературы Джозеф Конрад — был поляком. Далее не буду продолжать — слишком далеко это от смальца.
Н.Гоголь: «Чего же бы теперь закусить, Афанасий Иванович? разве коржиков с салом…»

69 Алексей Онегин 29 ноября 2018Ответить

Можно спорить, является ли термин «украинец» этнонимом в настоящее время, но во времена Гоголя он им совершенно точно не был, как не были этнонимами слова вроде «москвич» или «помор» (та же история, что и с украинцами — считать ли поморов этносом сейчас, вопрос дискуссионный, но в XIX веке это было просто указание на место проживания). И точно так же как помор (а может, не помор, а двинянин) Ломоносов спокойно стал москвичом, не меняя своей ДНК, точно так же и Гоголь явочным порядком был малороссом только по происхождению, а не по этнической или территориальной принадлежности. Что, конечно, никак не отменяет того, что Николай Васильевич — замечательный писатель, один из моих любимых, Украина чудесна, а коржиков с салом захотелось еще сильнее.

70 Alexandr 25 сентября 2020Ответить

во времена Гоголя в XIX веке это не было просто указание на место проживания (Гоголь жил в разных местах), это был именно этноним и самоощущение людей. О чем неоднократно писал сам Гоголь. Письма Смирновой 1844 г.:
«потому что я, как вам известно, соединил в себе две природы: хохлика и русского»
«На это вам скажу, что сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характера».

71 Елена 5 декабря 2019Ответить

Сделала смалец с луком, чесноком, получился почему то оранжевый, не вкусный и запах не приятный как Вы думаете, что я могла сделать не так?

72 Алексей Онегин 5 декабря 2019Ответить

А в исходном продукте сомнений не было? Если нет, другой вариант — слишком высокая температура приготовления.

73 Елена 8 декабря 2019Ответить

Спасибо, попробую еще раз

74 ТАТЬЯНА 30 сентября 2020Ответить

а из гуся предлагаю сделать сало оч вкусно

75 Алексей Онегин 1 октября 2020Ответить

Это ж надо сперва гуся словить и оприходовать. У меня гусь крайне редко на столе бывает.