Мондовино

Календарь питания в Великий пост 2017
Сборник рецептов постных блюд:
Часть перваяЧасть втораяЧасть третья

Бутылка вина у вас на столе или на магазинной полке – лишь верхушка айсберга. Ниже ватерлинии находится огромный мир, который подчиняется своим законам, где кипят свои страсти, где есть свои авторитеты, один росчерк пера которых способен уничтожать целые империи. В этом мире есть место одиночкам, которые упрямо гнут свою линию вопреки всему, и огромным корпорациям, капитала которых достаточно, чтобы изменить стиль виноделия в целой стране, есть место энтузиастам, создающим самобытные шедевры за копейки, и талантливым специалистам, которые просят за свои услуги баснословных денег. Продолжая аналогию, сравню документальный фильм “Мондовино” с билетом на подводную лодку: он позволяет услышать тех людей и увидеть те коллизии, о существовании которых вы даже не подозревали.

Это не первый и не последний документальный фильм о вине, и далеко не самый информативный: если вы новичок в вине и надеетесь узнать, как делают шампанское или научиться отличать шардоне от совиньон блана, вам лучше посмотреть не “Мондовино”, а что-нибудь другое. Впрочем, в первую очередь этот фильм не о вине, а о людях, поэтому разбираться в тонкостях виноделия совершенно необязательно: тягучее, размеренное повествование “Мондовино” проглатывается, как детектив, в котором нет ни однозначно хороших персонажей, ни однозначно плохих, отчего до самого конца гадаешь, кто же все-таки окажется убийцей.

Хотя “Мондовино” – фильм документальный, а любой документальный фильм по определению не имеет ни начала, ни конца, сюжет все-таки прослеживается. В его основе – конфликт идеологий, подходов, если хотите, конфликт миров. На залитых солнцем холмах, усаженных виноградной лозой, кипит незримый бой, и это отнюдь не битва за урожай. В этой войне на уничтожение сошлись традиционное виноделие, которое всегда развивалось в русле общемировых тенденций, но в первую очередь с оглядкой на местные сорта, местные традиции, местную почву – и мировой капитал, которому все равно, во что инвестировать деньги, если это может принести прибыль. Суть конфликта проста – одни виноделы хотят на своей земле делать такое же вино, которое делали их отцы и деды, в то время как другие готовы превратить весь мир в Бордо, потому что за Бордо платят большие деньги. Как говорилось в другом фильме и по другому поводу, остаться должен только один.

Фильм построен как череда неспешных и обстоятельных интервью, откуда при помощи монтажа практически удален автор, задающий вопросы, поэтому каждый из героев фильма словно ведет диалог непосредственно со зрителем, пытаясь убедить его в своей правоте. У каждого из них – своя правда. Своя правда – у винного критика Роберта Паркера, который хвалит то вино, которое ему нравится, и который не виноват в том, что его предпочтения пришлись по вкусу массовому любителю вина. Своя – у владельцев небольших французских виноделен, которые хотят, чтобы с первого глотка в вине чувствовался терруар, и верят, что на каждое вино найдется свой поклонник. Своя – у Мишеля Роллана, французского энолога, который консультирует сотни клиентов по всему миру, помогая им сделать вино, так похожее на знаменитые вина Бордо. Своя – у маркизов Антинори и Фрескобальди, конкуренция которых проходит в запутанных интригах, но которые в этом фильме кажутся пешками в чужих руках. Главными антагонистами фильма стало, несомненно, американское семейство Мондави, которое покупает винодельни Старого Света, помогая им обрести славу, утратив индивидуальность – но и им авторы “Мондовино” щедро дают слово, так что, возможно, именно их правда придется вам по вкусу.

Американский режиссер и по совместительству сомелье Джонатан Носситер изначально задумал “Мондовино” в качестве отдыха от своих более масштабных проектов. Однако в итоге было отснято более 500 часов (из которых в окончательный вариант картины попало лишь 2) в 7 странах, на 3 континентах и на 5 языках. “Мондовино” стало одним из четырех документальных фильмов, когда-либо номинированных на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, а также выиграло целый ряд номинаций и премий на других, менее престижных кинособытиях. Разумеется, этот фильм вызвал немало шума, как позитивного, так и негативного: это неудивительно, учитывая, как настойчиво монтаж отснятого материала формирует вполне определенное мнение зрителя.

Тем не менее, главный вопрос “Мондовино” остается без ответа, и это, наверное, правильно. Никому не дано заглянуть в будущее, однозначно сказав, что капитализм скоро одолеет виноделие, или, напротив, оптимистично заключив, что таланту найдется место при любых обстоятельствах. “Мондовино” просто рассказывает историю, не больше, но и не меньше. Эта история вечна, как мир, и непохоже, чтобы она закончилась на нашем с вами веку, но, поданная под этим углом, она позволяет чуть больше узнать о вине или о людях – смотря что более интересно лично для вас.

Смотреть фильм Мондовино:


Комментарии