Композиция в фуд-фотографии. Общие сведения

Фотограф Денис Карпенков, который в прошлый раз коснулся темы освещения в фуд-фотографии, продолжает свою серию статей еще одним важнейшим аспектом фотосъемки еды: выстраиванию композиции. Рекомендую всем, кто интересуется фуд-фотографией, фотографией вообще или просто хочет, чтобы его любительские снимки стали лучше.

С самого начала уже одно слово “композиция” звучало для меня как молитва.
Оно наполняло душу благоговением.
И до сих пор я испытываю боль, когда вижу, как легкомысленно зачастую с ним обращаются.

Василий Кандинский

Эта статья является вводной к нашему дальнейшему разговору о композиции. В ней приводятся самые общие сведения, отталкиваясь от которых, нам будет проще говорить о более частных аспектах композиции.

Когда вы будете получать хороший свет на своих фотографиях, они обретут живописность, станут выглядеть более художественно. Однако, если вы хотите сделать фотографии более стройными, убедительными, легко воспринимаемыми, стоит задуматься о композиции. Что под ней понимается? В самом широком смысле – это организация пространства и объектов в кадре, которая обеспечивает наилучшее восприятие визуальной информации. О ней написано множество книг, и каждый автор дает свое определение.

Фотограф с помощью композиционных элементов управляет вниманием зрителя. Он делает акценты на главных объектах, а незначительные уводит на второй план. Таким образом, он старается донести свою идею до зрителя с минимальными потерями, захватить и удержать его внимание. Композицию, которая справляется с этими задачами, хвалят, ту, которая не справляется – ругают. Очевидно, что в первом случае ее можно считать гармоничной, красивой и стройной. Такая композиция математически логична и основана на законах человеческого восприятия.

Эти законы немного разнятся в зависимости от региона и эпохи, но мы как европейцы, воспитанные на культурном наследии Древней Греции, Рима и эпохи Возрождения, считываем любое графическое изображение примерно одинаковым образом. Мы последовательно переводим взгляд по изображению слева-направо и сверху-вниз, от больших объектов к маленьким, от светлых к темным, от ярких к тусклым, наш взгляд следует за ведущими линиями. Мы отдаем предпочтение тем кадрам, где реализован принцип золотого сечения (в результате упрощения из него возникло «правило третей», согласно которому, кадр делится на три равные части по вертикали и по горизонтали, и главный объект сцены располагается либо на пересечении этих линий, либо на этих линиях).

Это не жесткие требования, они всего лишь помогает выстроить начальный алгоритм создания привлекательной композиции. В дальнейшем эти правила начинают работать на уровне подсознания. Некоторые из них можно игнорировать или нарушать, все равно получая отличный результат. Ведь главное – это общее впечатление, создаваемое фотографией. А насколько мы знаем, целое – не есть простая сумма составляющих его элементов. Однако начать необходимо именно с них.

Итак, мы имеем дело с плоскостью кадра. Как расположить на ней объекты, чтобы добиться их лучшего звучания? До того, как мы начнем разговор об элементах композиции и способах гармонизации, необходимо ненадолго остановиться на ее свойствах.

Свойства композиции

1. Единство

Иногда, говоря о единстве, подразумевают, что фотография должна создавать целостное впечатление. Ни один из объектов в кадре не должен выделяться и доминировать над целым образом. Единство в фотографии еды может быть обретено одинаковым стилем посуды и кухонной утвари, цветовой гаммой, общими формами. Единство очень важно для легкого восприятия зрителем вашей работы. К примеру, все шедевры графики и живописи обладают этим свойством уже только потому, что созданы в одном стиле, рукой одного мастера. Их объединяет живописный почерк, толщина и плотность линий, форма и характер мазков. Мы, делая фотографию, не обладаем возможностью так же тонко управлять изображением. Поэтому очень часто в композиции фотографий отсутствует единство в той же степени, что и на картинах. Мы должны очень внимательно подходить к выбору реквизита, к форме и фактуре посуды. В конце концов, композиция должна выглядеть так, что ничто из нее не могло бы быть изъято, и ничего не могло бы быть в нее добавлено без ущерба для целого.

Чтобы понять, насколько композиция вашей фотографии едина и целостна, постарайтесь сравнить ее с фасадом древнегреческого храма (ничего более совершенного в плане композиции человеку еще не удалось создать, наследие древних греков – это все, на что опирается западноевропейское учение о композиции в живописи, архитектуре и фотографии в том числе). Обратите внимание, что ни один элемент конструкции этого храма – ни стилобат, ни колонна, ни ее капитель, ни фронтон, ни его декоративное оформление – не будут восприниматься отдельно от общего вида. Необходимо помнить об этом и на этапе тщательного подбора реквизита, продумывания его связей с главным объектом сцены, и затем при формировании композиции.

2. Равновесие (баланс)

Равновесие бывает симметричным либо асимметричным. Оно должно присутствовать, если вы не хотите, чтобы у зрителя возникало головокружение при взгляде на вашу работу. С симметричным равновесием все понятно – левая часть кадра по своему наполнению зеркально отражает правую, либо верхняя – нижнюю, либо, в случае с центральным симметричным равновесием – одинаковые области равноудалены от центра. В случае с асимметричны равновесием вам нужно добиваться, чтобы ни один из элементов композиции не перевешивал все остальные, сдерживался ими либо за счет расположения, либо смысла (сюжетной важности), либо цвета. Асимметричное равновесие – довольно субъективное понятие: вам может показаться, что у вашей работы с ним все в порядке, а кто-то скажет, что она не сбалансирована. Вы можете соглашаться с этим мнением или нет. Главное, вы должны понимать, что нет никаких строгих требований в отношении равновесия композиции. Вам придется достигать его, руководствуясь только своим собственным визуальным опытом и вкусом.

Да, встречается еще и кристаллическое равновесие – в виде паттерна или узора, когда все элементы держатся друг за друга как прутья решетки. Этот вид равновесия очень важен для графического дизайна: фотографии, уравновешенные таким образом отлично подходят на роль фона для текста, для оформления веб-страниц.

3. Устойчивость

Мы привыкли видеть линию горизонта ровной. Если она наклонена, значит, что-то не в порядке либо с нами, либо с горизонтом. Обратите внимание, что в кинематографе наклон линии горизонта, а также всех опорных горизонталей, вертикалей и плоскостей – стен домов, полов и потолков, предметов мебели, столов – используется только с одной целью: показать сцену глазами нездорового или нетрезвого человека. Первое требование для придания композиции устойчивости – это приведение всех горизонталей к горизонталям, а вертикалей – к вертикалям. Избегайте съемки широкоугольным объективом, на мой взгляд, его использование оправдано только при съемке пейзажа. Если снимаете сверху, под 90 градусов, то ось объектива должна быть строго перпендикулярна плоскости стола, иначе у зрителя будет ощущение падения (можно несколько заострять угол съемки в свою сторону, но не в противоположную).

Есть и небольшие оговорки. На крупных планах допускается легкий поворот оси камеры. В кадре он эквивалентен наклону головы наблюдателя при рассматривании блюда с близкого расстояния и поэтому воспринимается нормально.

Также важно знать, что поскольку фотография еды – это натюрморт, то ее композиция опирается на принципы построения натюрморта. А это жанр, для которого, более чем для какого-либо ещё, важна геометрия: все объекты объединены в группы, построенные на основе геометрических фигур: прямых и ломаных линий, квадратов, треугольников, кругов и овалов. Также существует множество примеров, когда объекты объединены на основе форм букв T, L, V и прочих.

Мы привыкли, что все тяжелое в нашей жизни должно находиться внизу, а все легкое – наверху. Что-то невесомое, вроде облаков или дыма – поднимается еще выше лёгкого. А если что-то тяжелое, например, пудовую гирю, поместить на антресоль? Проходя под ней, мы все время будем испытывать чувство дискомфорта, так как она своим стремлением вниз будет угрожать нашей безопасности, создавать ощущение неустойчивости в интерьере. То же самое происходит и при взгляде на фотографию, на которой большие, объемные объекты расположены в верхней части кадра. Они будут давить свое тяжестью на объекты, находящиеся внизу. И если их недостаточно много, если они за счет своего количества или движения вверх не образуют противодействующей силы, композиция будет казаться беспокойной, готовой “упасть” в любой момент.

Точно также, если мы объединим объекты в квадрат и поставим его на один из его углов, он будет неустойчив, как и треугольник, стоящий на одной из своих вершин. Если вы не преследуете цель создать в кадре напряжение, посеять в душе зрителя иррациональное беспокойство, вам следует помнить о том, что внизу кадра должны располагаться тяжелые объекты, квадраты и треугольники должны ровно стоять на опоре, а все линии, которые мы привыкли видеть горизонтальными и вертикальными, должны быть такими и на фотографии (мы не берем в рассмотрение натюрморты Петрова-Водкина, у него была собственная планетарная перспективная система и он решал с ее помощью другие задачи).

Схематические пояснения

Постараюсь проиллюстрировать теоретическую часть простыми примерами:

Единство:

1. На данной иллюстрации изображены разнородные элементы: круг и овал, пять прямоугольников с разными пропорциями, треугольник и шестиугольник, кривая линия. У некоторых из них есть связь между собой, как, например, форма и фактура. Но в целом, эти элементы между собой никак не связаны. Они лишены единства, они не являются композицией.

2. Общий признак – это то, что помогает объединить даже такие разные элементы. На этой иллюстрации у каждой фигуры кроме линии появилась общая фактура. Она стала для них объединяющим фактором.

3. Здесь все фигуры сгруппированы в большой прямоугольник, который повторяет своей формой прямоугольник, расположенный в левом нижнем углу. Композиция объединена, потому что в ней многократно повторяются прямые углы, сама она в целом является увеличенным изображением своего основного элемента. Это такой своеобразный реверанс, доминирующей в ней форме прямоугольника.

4. По аналогичному принципу достигнуто единство в этой композиции. Ее средняя часть организована в квадрат, поставленный на угол. Остальные элементы, дополняя его слева и справа снизу образуют большой треугольник, напоминающий маленький треугольник сверху.

5. Если все объекты обладают скругленными формами, можно многократно усилить это впечатление и достичь единства, построенного на повторении центральной овальной формы в расположении остальных фигур. Таким образом можно не только объединить композицию, но и подчеркнуть ее плавность и округлость всех ее элементов.

Равновесие (баланс) и устойчивость:

На рисунке 1 (сверху), большой прямоугольник слева явно больше прямоугольника справа. Из-за этого кажется, что левая часть кадра сильно перевешивает.

На рис. 2 продемонстрировано симметричное равновесие, достигнутое центральным расположением обоих прямоугольников.

На рис. 3 изображена попытка добиться асимметричного равновесия с помощью смещения более тяжелого объекта к центру, а маленького – к правой границе кадра. Согласитесь, композиция с таким расположением объектов хоть не выглядит идеальной, но она уже значительно стабильнее и спокойнее, чем на рис. 1.

На рис. 1 (сверху) левая сторона кадра снова перевешивает, складывается ощущение, что большой квадрат может упасть, так как под ним – пустота. Это допустимый вариант композиции, но он создает напряжение и динамику (это может вполне совпадать с вашими задачами)

На рис. 2 композиция слегка изменена, но наполнение левой и правой части осталось неизменным по визуальному весу и размеру объектов. Тем не менее, в ней больше статичности, она выглядит сбалансированной.

На рис. 3 показан способ придать композиции монументальность и спокойствие. В качестве опоры для падающего квадрата выступают все остальные элементы композиции. Правая часть кадра может быть либо отброшена при кадрировании, либо использована, как негативное пространство для противовеса при наличии текста или богатой фактуры (скатерти, например, или старой древесины стола)

На рис. 1 (сверху) элементы композиции сгруппированы в треугольник, стоящий на вершине. При взгляде на нее кажется, что этот воображаемый треугольник готов упасть влево на одну из своих сторон.

Придать ему устойчивость помогает расположение, подобное изображенному на рис.2 или на рис.3.

Совершенно необязательно добиваться такой геометрической точности при составлении композиций. Но помните, что если в ее структуре угадывается какая-то фигура – треугольник или квадрат, – то она должна быть устойчивой.

Несколько практических советов:

1. Используйте в кадре посуду и реквизит (салфетки, доски) одного стиля. Никаких современных салфеток рядом с деревенскими досками! (О том, как сочетать разные стили, вы узнаете из следующих статей).

2. Не оставляйте непонятных углов по краям кадра, либо избавляйтесь от них при кадрировании. Также избавляйтесь от всего лишнего (всего того, что не улучшает композицию).

3. Следите за тем, чтобы каждый предмет играл в кадре определенную роль. Не должно быть случайно оказавшихся в кадре вилок, ложек и т.д. Повторюсь, все лишнее = ненужное, оно отвлекает зрителя от главного. Лучше на первых порах быть минималистом, стремиться к тому, чтобы минимум объектов в кадре смотрелись хорошо.

4. Уравновесьте кадр: если слева большая тарелка, то справа создайте “противовес”: положите столовые приборы на салфетку/ломтик хлеба и нож с маслом/веточку базилика (по обстоятельствам, исходя из сцены)

* * * *

Пока это все, на чем мы остановимся. Впереди еще очень много интересного: разбор элементов композиции и способов их гармонизации. Но первое с чего нужно начать в работе над улучшением своего чувства композиции – завести привычку обращать внимание на вышеупомянутые 3 базовых принципа, реализованные в работах великих живописцев и фотографов.

Изучая натюрморты Яна Давидса Де Хема, Поля Сезанна и Петрова-Водкина, можно долго говорить об их различиях, но лучше увидеть то, что их сближает: в первую очередь единство и целостность их композиций, равновесие и устойчивость. Может быть, такая манера интерпретации натюрморта, как на их полотнах, сейчас не в моде, и ни одному заказчику не понравится, если предложить ему что-то в этом духе. Может быть. Но мы смотрим и любуемся их картинами, не замечая ток времени. Притягательность их работ складывается из множества составляющих, но их основа – внимательное продумывание композиции, начиная с самых ее фундаментальных основ.

Если вы заинтересованы в услугах фотографа, вы можете связаться с Денисом Карпенковым на его официальном сайте, чтобы обсудить возможность сотрудничества.

А если вы хотите стать постоянным автором arborio.ru, написать гостевую статью или наладить партнерские отношения с сайтом, свяжитесь со мной.


Комментарии
1 Asta 17 January 2016Ответить

Скорее бы продолжение. Очень здорово! Спасибо, Денис и Алексей.

2 Алексей Онегин 17 January 2016Ответить

Быстро такие хорошие статьи не пишутся. :)

3 Asta 18 January 2016Ответить

Понимаю. Да как, пожалуй, всё основательное и хорошее в этом мире. Это я так, от человеческой природы ) будем ждать столько, сколько нужно.

4 Евгения 19 January 2016Ответить

Спасибо за статью. Интересно. Хотелось бы, чтобы схемы были подкреплены фотографиями

5 Алексей Онегин 19 January 2016Ответить

На здоровье. Обязательно прикрутим возможность оплаты читателями гонораров для авторов – и на полученные доходы немедленно приступим к реализации всех пожеланий.

6 Наташа 5 February 2016Ответить

Большое спасибо))) Очень полезная статья, именно то, что я искала. Успехов Вам!!!

7 Алексей Онегин 6 February 2016Ответить

Спасибо вам, и спасибо Денису!